Баламетрикс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии
Базовый принцип,который сформулировал Фрэнк Белгау гласит: "Любое повседневное действие человека,не важно,простое оно или сложное,влияет на функционирование его мозга в будущем.Неаккуратная,неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную,неорганизованную структуру мозга,регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определённом уровне.И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их."Этот один из фундаментальных принципов,который лёг в основу создания балансировочной доски,а в дальнейшем, и всего комплекса тренажёров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balametriks_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Баламетрикс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Не смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Зачем детям мозжечковая стимуляция?
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимулиляция улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения, математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Упражнения на балансирующей доске
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 30 лет назад американский доктор Френком Бильгоу. Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу.
В нашем центре для работы над стимуляцией мозжечка мы применяем специально разработанное устройство - балансирующая доска «Баламетрикс». Это доска на круглой основе, напоминающая конструкцию детской качалки с желобами в виде лабиринта и мячиком.
Занятия напоминают особую лечебную физкультуру. Она включает упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации.
Сначала ребенку можно предложить взять руками доску. Покатать на полу руками. Далее катать мяч по доске левой, правой, двумя руками, проговаривая:
Катись мой мяч,
Катись ко мне,
Смотри не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне катай!
Затем взять руками доску и направлять шарик по (пазу) желобу. После того, как ребенок научиться работать с доской, можно применять любые речевые игры и задания под музыку и без.
Ребенок, в положении сидя «по-турецки», раскачивает доску, удерживая равновесие. Упражнение «Маятник». Такое упражнение подходит для детей от 4 лет с ОВЗ. Затем можно проговаривать с движениями.
Время - времечко бежит
Деткам подрастать велит.
Маятник стучит вот так:
Тик- так, тик- так!
В положении сидя на доске можно выполнять упражнения для рук – имитация плавания, поочередно и двумя руками с речью.
Упражнения на доске на четвереньках. Ребёнок встаёт на четвереньки, опираясь коленями, ладонями на доску, поочерёдно сгибает и разгибает мышцы спины, одновременно перенося центр тяжести то на руки, то на колени и проговаривает:
Вышел котик на тропинку
На прогулку, на разминку,
Облизнул усатый ротик,
Выгнул бархатную спинку.
Анологично проводятся упражнения на доске на корточках под музыку, с речью.
Упражнения на доске стоя:
- залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;
- раскачиваться на доске, рассказывая стихотворение « Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу..»
- вращательные движения руками;
- поднимание рук над головой, в стороны. Любые движения.
Затем мы используем разноцветные, разно весовые мешочки – от легкого к тяжёлому.
Сначала, стоя на доске, ощупываем мешочек, догадываясь, что внутри, потом перекладываем один мешочек с руки на руку, над годовой, сзади, спереди под коленями, под правым, левым коленом; подбрасываем и ловим один мешочек с хлопками; подбрасываем и ловим два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения. В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.
По такому же принципу проводим игры на доске с мячами (массажными, большими).
Игра на доске в рыбалку, с ракеткой, боулинг. Сначала ребенок просто выполняет упражнения. А затем под музыку, в такт.
Когда ребенок овладевает одним из видов упражнений с предметами, предлагаем игры на автоматизацию звуков, на формирование грамматически правильной речи: «Подбери признак», «Назови ласково», «Кто, где живет?», «Измени слово», «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Закончи предложение».
Применение мозжечковой стимуляции способствуют:
- улучшению концентрации и внимания;
- повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
- улучшение зрительно-моторной координации;
- развитие пространственного восприятия и воображения;
- развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
- развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- развитие восприятия устной и письменной речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие математических и логических способностей;
- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы;
- нормализации поведения
Стоит отметить высокую эффективность балансировочного комплекса в профилактических и развивающих занятиях. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейроннных связей, поэтому программу мозжечковой стимуляции можно назвать своего рода «фитнессом для мозга»-залог долгого и эффективного функционирования самой «умной» части нашего тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
о применении мультимедийных электронных образовательных ресурсов...
Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Консультация...
ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК
ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК...
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...