Конспект логопедического занятия : звук [а], буква А.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия : звук [а], буква А.
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- познакомить с отличием звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей об овощах;
Коррекционно – развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: Cимвол звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А, счетные палочки.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
- Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет овощ.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Галчата»
- «Улыбочка-трубочка»
- «Иголочка»
- «Блинчик» – «Иголочка»
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, скажите кто так кричит:”А-А-А-А”? (Ребенок кричит, горло показываем, убаюкиваем куклу). - Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? –Правильно, сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком [а]
Послушайте и назовите первый звук в словах:
азбука, аист, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. и,а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5Разминка для пальчиков.
В прятки пальчики играют, Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать, закрывать глаза.
Словно синие цветки, Сводить и разводить пальцы веером.
Распускают лепестки.
Наверху качаются, Наклоны кистей вправо- влево.
Низко наклоняются.
6. Работа на раздаточных листах.
- Ребята, у вас на столе листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите я вам написала на доске букву А.
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты рту букву знаешь? А?
Перед тобою буква "А".
- Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
- Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, выложим букву А из счетных палочек.
III. Итог занятия.
- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (cо звуком А)
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные: - уточнить произношение звука [...
конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]
- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...
Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...
конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.
Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....
конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.
Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....
конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.
. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...
Конспект логопедического занятия. Звук и буква "Ы"
Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет. Работа над фонетико - фонематическим слухом, знакомство с образом буквы....