Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Как эффективно строить работу по развитию психомоторных функций у детей, с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направлений коррекционно-логопедической работы по эффективному развитию психомоторных функций у детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Развитие психомоторных функций является важным моментом в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).
Актуальность проблемы. У детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей, моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики.
Коррекция психомоторики у старших дошкольников с ТНР будет проходить более успешно при использовании специальной коррекционной системы работы по формированию психомоторных функций у детей.
В настоящее время рядом исследований (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи детей. У детей с ТНР отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Так, на основе проверенных опытов и обследования большего количества детей были выявлены следующие закономерности: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее знание функции руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
М.И.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов, а также от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми играет положительную роль в коррекции общего недоразвития речи.
Система коррекционной работы по формированию психомоторных функций у старших дошкольников с общим нарушением речи в процессе образовательной деятельности.
Коррекция общей моторики детей с общим нарушением речи.
Задачи развития общей моторики.
– Развитие статических, изолированных движений.
– Развитие координации движений.
– Развитие двигательной памяти.
– Развитие символического праксиса.
–Развитие предметных действий.
– Развитие пространственных действий.
Основная задача учителя-логопеда – развитие психомоторики детей с недостатками речи.
Таким образом эффективность коррекционной работы зависит от того насколько соблюдаются условия: систематичность проведения, распределения занятий в порядке нарастающей сложности, чередования и вариативности упражнений. Также эффективность коррекционной работы зависит от учёта индивидуальных особенностей развития психомоторных функций каждого ребёнка, которые выясняются в результате обследования.
Коррекционная работа по развитию моторных функций ведется как индивидуально, так и фронтально. Как на логопедических занятиях, так и на других занятиях.
Развитие моторных функций проходит «красной нитью» по всему образовательно-воспитательному процессу старших дошкольников с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)
"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...