Обучение рассказыванию по картине
консультация по логопедии (старшая группа)
Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
В связи с этим обучение рассказыванию по картине приобретает особое значение в комплексной коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Как известно, у этих детей наряду с системным нарушением речи часто наблюдаются отклонения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazyvaniyu_po_kartine.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
В связи с этим обучение рассказыванию по картине приобретает особое значение в комплексной коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Как известно, у этих детей наряду с системным нарушением речи часто наблюдаются отклонения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления.
Рекомендуются специальные приемы, направленные на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.
Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным крупноформатным картинам является частью направленного на формирование связной монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием (описание предметов, пересказ, рассказы по картинам, некоторые виды творческого рассказывания).
Принцип подхода к обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам:
- постепенное усложнение заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей;
- отведение важной роли речевому образцу педагога
- широкое использование игровых форм занятий
- общая направленность обучения на развитие связной грамматически правильной речи и активизацию творчества детей.
Методика обучения рассказыванию по картинам строиться нами с учетом особенностей детей с общим речевым недоразвитием (системное нарушение речи, вторичные отклонения в познавательном развитии).
Обследование по серии сюжетных картинок с изображением последовательно развивающегося действия показало, что дети с общим недоразвитием речи не смогли составить рассказ самостоятельно; у них возникали затруднения в адекватной передаче наглядно представленного сюжета, были характерны пропуски тех или иных моментов действия, нарушения связности повествования. В рассказах многих детей отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации, отмечалось сужение поля восприятия наглядного содержания картинок. Отмечался низкий уровень используемых речевых (лексических, грамматико-синтаксических) средств. При составлении рассказа дети в большинстве случаев пользовались короткими фразами из 2—3 слов.
При обучении самостоятельному рассказу по картине перед нами стояла задача формирования у детей навыков планирования рассказа со стороны его содержания, соблюдения последовательности и логики повествования, отбора языковых средств, адекватной передачи пространственно-временных отношений и т. д.
Обучение детей рассказыванию по картинам мы начинали после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстраций. Это подготавливало детей к последующей работе по сюжетным картинам. При передаче внешнего облика персонажей картины, предметов окружающей их обстановки дети могли использовать навыки, полученные ими на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства образной характеристики, усвоенные на занятиях по пересказу. В дальнейшем занятия по картинам проводились параллельно с занятиями по составлению рассказов-описаний и пересказу.
Рассказыванию по сюжетным (многопредметным) картинам предшествовала специальная подготовительная работа. Она состояла из упражнений в составлении к предложений по отдельным сюжетным картинкам с изображением простых действий. Такие упражнения проводились либо на специальных занятиях, либо включались в другие логопедические занятия как составная часть работы.
Занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной монологической речи детей, проводятся нами в следующей последовательности:
- Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом. Изображенные на картинах ситуации близки жизненному опыту детей, что способствует их лучшему восприятию и осмыслению
- Составление рассказов-описаний по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, события, определяющих тематику картины. При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображенной обстановки и персонажами картины, понять действия персонажей, воссоздать на основе наглядного содержания сюжетную ситуацию.
- Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием а) серии картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжета; б) серии картин (не более 3—4), изображающих отдельные, «ключевые» моменты действия и в) серии картин с пропуском какого-либо звена.
- Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.
- Описание пейзажной картины из картинного материала В. А. Езикеевой и др.
Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядною материала, все они включали ряд общих элементов. Проводились подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме и др.), разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.
В задачи разбора содержания картины входило: определение места и времени изображенного действия; выделение и характеристика действующих лиц и наиболее существенных предметов окружающей обстановки. Дети должны были разобраться во взаимоотношениях персонажей, уяснить пространственные, атрибутивные и другие соотношения предметов. При разборе картин 2—4-го видов детям необходимо было понять и воспроизвести в своих ответах изображенные события в их временной и причинно-следственной взаимосвязи. С учетом особенностей детей этой работе уделялось большое внимание.
В процессе занятий было установлено, что переход от описания картины в форме отдельных высказываний к составлению связного, последовательного, логически законченного рассказа представляет большие трудности для детей с общим недоразвитием речи. С учетом этого обучение связному рассказу по картине строилось следующим образом. Вначале дети упражнялись в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; позднее они переходили к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Во время работы по картинам второго вида и позднее большое внимание уделялось развитию у детей навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводилось коллективное, совместно с педагогом, составление плана будущего рассказа. Детям задавались вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем мы закончим рассказ?» и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составлял единый план. В последующем в составлении плана дети участвовали поочередно под руководством педагога. При этом учитывались их индивидуальные речевые возможности.
Работа с картинами проводилась по подгруппам, организуемым в зависимости от уровня сформированности у детей связной фразовой речи, навыков рассказывания, степени выраженности аграмматизмов, что во многом определялось клинической формой речевого нарушения и дифференцировалась по числу занятий с картиной, соотношению структурных элементов занятия, вспомогательным приемам обучения рассказыванию.
Коррекционно-логопедическая работа в (процессе формирования связной монологической речи детей на занятиях по картинам проводилась по следующим основным направлениям:
- Работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда словоформ).
- Развитие фразовой речи детей. При этом предусматривалось практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций. Работа с картиной предоставляет для этого большие возможности.
- Обогащение словаря, прежде всего за счет глагольной лексики, слов-определений, некоторых устойчивых словосочетаниий.
Грамматические формы (словоформы) отрабатывались в ходе вопросно-ответной беседы по содержанию картины и затем закреплялись в самостоятельных рассказах детей. Занятие по каждой картине предполагало отработку ограниченного числа словоформ, что определялось конкретным содержанием картины. Это создавало благоприятные возможности для целенаправленной работы над их усвоением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме: обучение рассказыванию по картине
Конспектоткрытого занятия по теме:обучение рассказыванию по картине «В уголке природы» (старшая группа)....
Информация на тему: « Обучение рассказыванию по картине, из личного опыта, по предложенным сюжетам»
материал из личного опыта...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе .Развитие познавательных способностей и речи:"Обучение рассказыванию по картине "Белки".
Програмное содержание:1.Образовательные задачи:1)углублять представление о внешнем виде и образе жизни белок:тело покрыто шерстью,кисточки на ушах,пушистый длинный хвост;рыже-коричневый окрас;живут в ...
занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"
рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...
«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »
Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....
Обучение рассказыванию по картине или серии сюжетных картин
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного об...
Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....