Организация коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
статья по логопедии
В статье раскрываются функции логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работе, представлены направления каждого педага в зависимости от этапов работы, а так же задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционной группе | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-образовательного процесса
в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедического сопровождения в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Педагогический процесс в коррекционной группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель функционирования коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.
Функции логопеда и воспитателя в процессе работы
Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап
Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произношение звука)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь) | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует с смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.
Функции логопеда:
1. Диагностическая.
2. Профилактическая.
3. Коррекционно-педагогическая.
4. Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей).
5. Консультативная.
6. Координирующая (координирует направления работы).
7. Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед).
Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.
Задачи логопеда:
1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
8. Проведение подгрупповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся логопедом по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
Задачи воспитателей:
1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
Основные направления в работе логопеда и воспитателя
В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
-общеобразовательное
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа, как мы уже отмечали, осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.
6. Коррекционная работа вне занятий:
- во время режимных моментов
- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.
Речь воспитателя должна быть:
- предельно грамотной;
- фонетически правильной, так как служит образцом для детей с речевой патологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...
Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...
«Организация коррекционно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Презентация «Организация коррекционно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...