«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»
консультация по логопедии
«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_slogovoy_struktury_slov.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Консультация на тему:
«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»
Подготовила:
Учитель- логопед
Боркова И.В.
Богородск-2020г
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Наиболее часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
· подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( Слуховой гнозис -узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
· Воспроизведение определенного ритма по образцу , по заданному рисунку;
· Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
· Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
· Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка.В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т.д.).
В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
· Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие:
· Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
· Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
· Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
· Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
· Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
· Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
· Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
· Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
· Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-со, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
· Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
· Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.
· Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
· «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
· Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
· «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
· Запись слогов различных типов под диктовку;
· Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
· Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
· структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
· формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
Таким образом, характер воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры ::
· Двусложные слова из открытых слогов (вата);
· Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
· односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
· двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
· двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
· трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
· трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
· трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
· односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
· двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
· четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
· слова написаны неправильно;
· слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове? Лис, лиса, лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Взрослый показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.
17. Назвать ласково: Оля- Оленька, Вова -Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+
2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
6. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: землями..., смо-роди...
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА
11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
· РАК ЗИ ВО
· МА РО
· ТА
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
· КА-... (каша)
· КА-...-... (калина)
· ...-КА-....... (рукавицы, макароны)
· ...-КА (ложка, ручка)
Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
· !; !!; !!!; !!!!;
· ! !!' !!!' !!!' !!!.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши ...
13. Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка ...
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...