Звуки [Ж]. Буквы Ж, ж.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУК [Ж]. Буквы Ж, ж.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Ж» - «песенка жука», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком, шипящий.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова на звук «Ж», заучить их:
Жора, Женя, жаба, жар, жало, жабры, жара, жатва, жарко, жалоба, жадина, желудь, желтый, жук, жир, жить, жидкость, журнал, журавль, жираф, живот, живой, жасмин, жеребенок, жёлоб, жакет, жажда, жезл, железо, жвачка, желе, желудок, женщина, жена, жилет, жилище, жонглер, жужжание, журавушка.
2) Где звук «Ж»? (в начале, в середине, в конце слова).
Снежана, морж, пижама, журнал, ёж, нож, жёлоб, лужок, пожар, наживка, уж, ужин, лужа, бережок, жадина, ежата, жакет.
3) Измени слово по образцу. Где был звук и где теперь?
Ёж - ежи уж - ужи морж - моржи чиж - чижи
Нож - этаж - пляж - гараж -
чертёж - стеллаж -
4) Измени слово. Какой новый звук слышится во всех новых словах?
Ходить - хожу лежать - лежу водить - вожу
Глядеть - видеть - бродить -
Резать - мазать - уходить -
Приходить - переходить - находить -
5) Назови слова со звуком «Ж»:
Любые слова со звуком «Ж»: флажок; …
Животных: моржи; …
6) Звук заблудился.
Куклу выронив из рук, - Там ползет зеленый лук (жук)
Маша мчится к маме: С длинными усами.
3. РИФМА:
Жук (лук, сук, паук, …)
4. ИСПРАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Лужок выскочил на жабу. Пятый этаж живет на Жоре.
Дом сторожил Дружка. Моржи живут на юге, а жирафы – на севере.
Этажерка лежит на журналах.
5. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Лежебока рыжий кот Вяжет мама длинный шарф,
Отлежал себе … (живот). Потому что сын - … (жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).
6. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Гнездо свое он в поле вьет, Он высокий и пятнистый,
Где тянутся растения. С длинной-длинной шеей,
Его и песни и полет И питается он листьями -
Вошли в стихотворения! Листьями деревьев.
(Жаворонок) (Жираф)
Шесть ног без копыт, В золотой клубочек
Летит – жужжит, Спрятался дубочек.
Упадет – землю роет. (Желудь)
(Жук)
7. Заучивание
А) Скороговорки: В) Стихотворение про букву:
«Даже ужу ужин нужен». Эта буква широка
«Увижу Женю – покажу ежа, И похожа на жука.
Увижу Жанну – покажу ужа». И при этом точно жук
«Неуклюжий Жора – лежебока и обжора». Издает жужжащий звук:
«У жирного обжоры и одежда в жире». Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!!!
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
Ежу на ужин мышонок нужен.
У еже – ежата, у ужа – ужата.
Б) Чистоговорки: Г) Пословицы и поговорки:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – тут ежата у ежа. «Живи для людей,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – как-то уж пришел к ежу. Поживут и люди для тебя».
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – мне ежаток покажи. «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я с ужами не дружу. «Ему скажи, да укажи, да в рот положи».
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – уж уходит от ежа. «Дружба как стекло,
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – в нашем доме этажи. Разобьешь – не сложишь».
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – подо мной два этажа. Д) Считалка:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – надо мной два этажа. Если чиж летит к стрижу,
Же-же-же, же-же-же – на каком я этаже? Ты выходишь, я вожу.
Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу. Если стриж летит к чижу,
Же-же-же – дождь прошел уже.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Е) Стихотворение Жадина
Жадину я не о чем не прошу,
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
6. ЗАПОМНИ!
Слог ЖИ пиши с буквой «И»!
Игры для закрепления темы Звуки [Ж]. Буквы Ж, ж.
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Ж".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Определи звук в слове" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении определять позицию звука [ Ж ].в словах (начало, середина, конец)
Задание: Назови картинки.
Игра "Звук Ш или Ж?"
Цель Дифференциация согласных звуков Ж-Ш.
Цель Дифференциация согласных звуков Ж-Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....