Работа с родителями: Родительский клуб "Развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии
Беседа с родителями о речевых нарушениях детей дошкольного возраста. Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию мелкой моторики и речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_-_roditelskiy_klub_razvite_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»
Консультация для родителей
старшей и подготовительной к школе групп
«Развитие речи детей
в условиях семьи
и детского сада»
Подготовила и провела
Учитель – логопед
А.Ю.Кожевина
2020год
Цель:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраст; включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ
Задачи:
- Рассказать родителям о речевых нарушениях, причинах их возникновения.
- Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях
Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады вас здесь видеть, спасибо что пришли. Сегодня мы с вами коснемся темы «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Данная тема была выбрана, так как на сегодняшний момент у большинства детей наблюдаются нарушения речи:
1.невнятная 2.быстрая речь;
3.непонятная 4.бедная речь.
Как вы думаете, почему же возникают такие нарушения? (что влияет?):
- природные факторы (экология (природа), питание)
- социальные факторы (педагогическая запущенность)
нет общения, бесед; дети не смотрят развивающие и обучающие фильмы, мультфильмы
компьютеризация взрослые не читают книги;
-физиологические изменения (органические нарушения - в строении ЦНС
функциональные – в строении речевого аппарата)
Какие же нарушения бывают мы вспомним немного подробнее.
- бедный словарь (все части речи русского языка в речи ребенка)
- не сформирован грамматический строй речи:
(умение правильно строить и употреблять словосочетания, предложения)
морфологическая система синтаксическая
- правильное - правильное
словоизменение и словообразование построение предложения
сочетание слов в предложении.
(т.е нарушение лексико-грамматической стороны речи)
Как же проявляются эти нарушения:
1. Ребенок не правильно говорит
(путает слова в предложении, не правильно употребляет предлоги, не правильно сочетает слова в предложении)
2. не может ответить полным ответом, изложить свои мысли
(долго будет вспоминать подходящее, нужное слово)
3. Говорит простыми предложениями, употребляя одни и те же союзы, предлоги,
не используя разнообразия слов русского языка:
Заминки: Н-р Это когда, это когда…… (пока не вспомнит слово)
Перечисление: Н-р Расскажите про весну:
это когда тепло, это когда идет дождь….
и……….и………. и
Распространенные ошибки при нарушении лексико-грамматической стороны р
- Не знают слова и не знают значение слов, их назначение (для чего нужен этот предмет),
В результате:
- не могут подобрать глаголы (сказать, что можно делать с этим предметом)
- не могут подобрать родственные, однокоренные слова:
Н-р к слову «снег» снежный, снежинка, снеговой, снегопад
- не могут подобрать прилагательные (в основном только по форме и цвету, белый)
Н-р Снег какой? (белый и холодный)
Рекомендации
Игра: «Чудесный мешочек» (три в одном)
Что это? Расскажи какой он? А ещё какой?.... Для чего нужен этот предмет?
А что еще можно делать с эти предметом?
Игра универсальна
-решает несколько задач: существительные, прилагательные, глаголы.
- в игре можно использовать разные картинки или предметы, или по лексическим темам – если
по лексическим темам, то еще можно и сформировать обобщающее понятие)
2. Не могут преобразовать слова с помощью суффиксов:
(уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы)
Н-р снег –снежок; рука - ручище
Рекомендации:
- (Игра с мячом) «Скажи ласково» сапог, пирог….
-«Великан» (было все огромное не руки, а ручища, не ноги, ножищи…..
лексические темы: одежда,посуда, мебель, орудия труда и т.д.
3.Не могут подобрать анонимы и синонимы
Рекомендации:
антонимы (противоположные по смыслу слова)
-(Игра с мячом) «Скажи наоборот» быстрый –…… короткий –…… узкий –….. молодой -
-«Упрямый кот» Это кот – он говори все наоборот,
ему скажешь: Сладкое яблоко – он скажет нет кислое яблоко
ему скажешь : На улице день - нет на улице ночь.
Что же он скажет если ему скажем:
узкий ремень -
окно открыто –
глубокая речка -
синонимы( (близкие по смыслу слова)
-Задаём вопросы:
Как можно ещё назвать «путника» (странник, путешественник)
«Бежать» - как можно еще сказать (нестись, торопиться. мчаться спешить)
«грустный» - это значит какой (печальный, понурый, мрачный, унылый)
4. Не правильное склонение по падежам, числам
Н-р: - у меня много карандашов, у меня много пальцов,
я не могу найти одну ботинку
- мн.ч детенышей: ягненки, поросенки, котенки
Рекомендации:
Игра: «Посчитаем до пяти» -
Последствия
- нарушение лексико-грамматической стороны отразится:
1. на связной устной речи (не сможет составить рассказ, рассказать что-то,
пересказать (речь бытовая, безграмотная)
2. на письменной речи (как говорит, так и напишет - (сочинение, описание):
3. Нарушение грамматического строя и словаря ведет за собой нарушение произношения (будет переставлять звуки местами, пропускать звуки в словах – речь будет непонятна для окружающих) Н-р (ше-ше-ше – много мяса в беляше)
- Не сформирован или не развит фонематический слух:
(умение слышать и различать звуки изолированно, в слогах, словах)
Это нарушение в ЦНС (речевых зон)
Причины возникновения (на разных стадиях : внутриутробной, после рождения)
-природный фактор (экология, питание)
-социальный фактор:
механические повреждения,
педагогическая запущенность
(не занимаемся, не развиваем
ребенок как слышит, так и говорит; как слышит, так и пишет
В результате страдают не только произношение, но процессы чтения и письма
- Не сформирован или не развит артикуляционный аппарат:
1.Органические нарушения- это изменения или нарушения в строении артикуляционного аппарата:
-короткая уздечка, толстые губы, толстый язык высокое нёбо;
- кривые зубы, неправильное развитие челюстей (прикусы)
-различные расщелины губ, твердого и мягкого нёба
Могут возникнуть на разных этапах развития человека:
внутри утробы – врожденные нарушения артикуляционного аппарата
после рождения – в следствии: механических повреждений,
нехватки витаминов
неправильного питания
В результате наблюдается неправильный рост, развитие, различные деформации
Причины: влияние различных факторов:
природный (экология, питание (не качественные продукты))
социальный: (прием препаратов, наркотиков; механические повреждения)
2.Функциональные нарушения - связаны с двигательными функциями;
(слабость и напряженность мышц
Ребенок - не может расслаблять и напрягать мышцы речевого аппарата
- не может удерживать их в определенном положении)
- вырабатывается положение более легкое положение
- Нарушение дыхания (Слабое речевое дыхание – слабый выдох)
- ребенок не может полностью произнести фразу
Рекомендации
Развивать речевое дыхание.
Упражнения на
-сдувание, поддувание предметов
-имитационные упражнения
- Нарушение темпо-ритмической стороны (быстрая, медленная речь)
- ребенок быстро говорит при этом пропускает звуки, слоги, меняет их местами (речь непонятна)
Рекомендации
- заучивание стихотворений в медленном темпе
-прохлопывание слов (это же упражнение можно использовать при развитии дыхания)
- обращать внимание на быструю речь (поправлять)
- Не развита мелкая моторика рук
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев отвечающих за мелкую моторику пальцев, поэтому от моторики зависит наша речь – развита моторика, развита и наша речь
Рекомендации:
- Самомассаж
- Массаж с использованием предметов
- Пальчиковые игры
Вывод:
Таким образом, мы с вами
- рассмотрели часто встречающиеся нарушения речи
- узнали, что с ребенком надо постоянно беседовать и читать художественную литературу
- познакомились с играми, которые
- просты в применении (не требуют подготовки материала и заучивания)
- интересные (не навязываются детям)
-с помощью этих игр можно помочь ребенку справиться с некоторыми речевыми нарушениями.
Спасибо за внимание!
Вопросы родителей.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Самомассаж
1.Курочки клюют зернышки. - постукивание указательным пальчиком левой руки тыльной стороны, а затем ладони правой руки. (Затем наоборот).
2. Пальчики тянуться - поглаживание пальчиков, как бы вытягивая их.
3.Собачка кусает пальчики.
4. «Гуси щиплют травку» - пощипывание тыльной стороны руки.
5.«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать
гвозди». Тоже самое левой рукой.
6. Погладим ручки - поглаживание правой рукой, левую тыльную сторону руки. (Затем руки меняем)
7. «Согреем руки» - движения как при растирании рук.
8.«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца сверху вниз. В конце растираем ладонь от пальцев к запястью. То же самое повторить с левой рукой.
9. Имитация мытья и вытирания рук.
Массаж с использованием предметов
1. Массаж ладоней и пальцев рук щеткой ежиком.
2. Массаж ладоней карандашом. «Вертушка»
3. Массаж ладоней шариком с шипами.
4. Массаж грецкими орехами.
5.«Горошина»
- Раскатывание между ладоней
- горошина в щепоти катается.
- Между двумя пальцами (указательный и большой)
- Катание по столу ладошками.
- Катание по столу пальчиками.
6.Массаж рук в сухом бассейне. (емкость наполненная горохом, фасолью, рисом или другой крупой). (Можно искать предметы)
7. «Мы рисуем» (использование песка на подносе)
8.Игра с бумагой «Отгадай, что в комочке» - взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче, затем расправить и разгладить лист.
Пальчиковые игры
- «Фонарики» - Сжимание и разжимание кулачков.
Фонарики горят – разжать кулачки, фонарики погасли – сжать в кулак.
2. Ладошка - кулачок. (одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена, затем положение рук меняется.
3. «Замок» (сцепленные между собой пальцы рук, выпрямляются и сжимаются).
Замок открыт, замок закрыт
4. «Блины» (попеременно на столе переворачивать: тыльная сторона руки, внутренняя часть – ладонь)
Мама нам печет блины, очень вкусные они
Мы сегодня встали рано и едим их со сметаной.
5. «Пальчики здороваются» - Поочередное касание пальцев рук
6. «Вышли пальчики гулять» - Поочередное сгибание пальцев руки (правой, левой, вместе).
1.2.3.4.5 – вышли пальчики гулять
1.2.3.4.5 – в домик спрятались опять
7. «Золушка» (перебирание фасоль – горох)
8. Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
Продолжайте потирать! (потирают руки). 1,2,3,4,5.
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши (пожимают руки с одной стороны).
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны).
Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх).
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
1.«Одуванчики летят» (имитация срывания и дутья на цветок).
2.«Понюхаем цветочек» (глубокий вдох и выдох со звуком (А)).
3.«Шарик надулся и сдулся». (надуваем щеки)
4. «Приятный аромат»
(Использовать фрукты, цветы, надушенный платок - вдыхаем аромат и на выдохе говорим «Ах, какой приятный запах»).
5. «Мы считаем» (вдохнуть и на выдохе произнести: раз, два, три, четыре, пять)
6. «Свистки», «Султанчики»
7.«Дуем на полоски бумаги» (у кого выше) .
8.«Снежинка (бабочка) летит» (привязанная на ниточку, вырезанная из бумаги).
9. «Сдувание комочка ваты (вырезанной бабочки) с ладони»
(на полу вырезанные цветы. На какой цветочек упадет (прилетит) комочек (бабочка).
«Перышко» (сдувание с ладони, со стола)
10.«Плыви, плыви кораблик» (пускание бумажных корабликов в тазу).
14.«Фокус» (сдуть ватку с кончика носа).
15.«Красивые мыльные пузыри».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
Использование брошюр в совместной работе с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у м...
Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.
Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...