Работа с родителями: Родительский клуб "Развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Беседа с родителями о речевых нарушениях детей дошкольного возраста. Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию мелкой моторики и речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

старшей и подготовительной к школе групп

«Развитие речи детей

в условиях семьи

и детского сада»

Подготовила и провела

Учитель – логопед

А.Ю.Кожевина

2020год

Цель:

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраст; включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ

Задачи:

  1. Рассказать родителям  о речевых нарушениях, причинах  их возникновения.
  2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.
  3. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях

Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады вас  здесь видеть, спасибо что пришли. Сегодня мы с вами коснемся темы «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Данная тема была выбрана, так как на сегодняшний момент у большинства детей наблюдаются нарушения речи:

1.невнятная                   2.быстрая речь;

3.непонятная                 4.бедная речь.

Как вы думаете, почему же возникают такие нарушения? (что влияет?):

- природные факторы     (экология (природа), питание)

- социальные факторы (педагогическая запущенность)

    нет общения, бесед;          дети не смотрят развивающие и обучающие фильмы, мультфильмы                          

    компьютеризация              взрослые не  читают книги;

-физиологические  изменения   (органические нарушения - в строении ЦНС

                                                       функциональные – в строении речевого аппарата)

                       

Какие же нарушения бывают мы вспомним немного подробнее.

  1. бедный словарь   (все части речи русского языка в речи ребенка)
  2. не сформирован грамматический строй речи:

(умение правильно строить                  и             употреблять   словосочетания, предложения)

      морфологическая система                                        синтаксическая

                                                           

             - правильное                                                       - правильное

словоизменение и словообразование                        построение предложения

                                                                                    сочетание слов  в  предложении.

               (т.е нарушение лексико-грамматической стороны речи)

Как же проявляются эти нарушения:

   1. Ребенок не правильно говорит

(путает слова в предложении, не правильно употребляет предлоги, не правильно сочетает слова в предложении)

 

 2. не может ответить полным ответом,  изложить свои мысли  

 (долго будет вспоминать подходящее, нужное слово)

 

3. Говорит  простыми предложениями, употребляя одни и те же  союзы, предлоги,  

      не  используя разнообразия слов русского языка:

            Заминки:    Н-р       Это когда, это когда……   (пока не вспомнит слово)    

             Перечисление:   Н-р  Расскажите про весну:

                                           это когда тепло, это когда идет дождь….

                                            и……….и………. и  

 

Распространенные ошибки  при нарушении лексико-грамматической стороны р

  1. Не знают слова  и  не знают значение слов, их назначение (для чего нужен этот предмет),  

     В результате:

    - не могут  подобрать глаголы  (сказать, что можно делать с этим предметом)

 

    - не могут подобрать родственные, однокоренные слова:  

             Н-р   к слову «снег»        снежный, снежинка, снеговой, снегопад

   - не могут  подобрать   прилагательные  (в основном только по форме и цвету, белый)

              Н-р            Снег какой?   (белый и холодный)

     

Рекомендации

Игра: «Чудесный мешочек» (три в одном)

      Что это?    Расскажи какой он? А ещё какой?.... Для чего нужен этот предмет?

     А что  еще можно делать с эти предметом?

Игра универсальна 

-решает несколько задач:  существительные, прилагательные, глаголы.

- в игре можно использовать разные картинки или предметы, или по лексическим темам – если    

   по лексическим темам, то еще можно и сформировать обобщающее  понятие)

 2. Не могут преобразовать слова с помощью суффиксов:

(уменьшительно-ласкательные  и пренебрежительно-увеличительные суффиксы)

                   Н-р      снег –снежок;                           рука - ручище

 Рекомендации:

- (Игра с мячом)  «Скажи ласково»     сапог, пирог….

         -«Великан» (было все огромное не руки, а ручища, не ноги, ножищи…..

             лексические темы: одежда,посуда, мебель,  орудия труда и т.д.                

 

 3.Не могут подобрать анонимы  и  синонимы

 Рекомендации:

                       антонимы (противоположные по смыслу слова)                                        

-(Игра с мячом)  «Скажи наоборот» быстрый –…… короткий –……  узкий –….. молодой -

 -«Упрямый кот»  Это кот – он говори все наоборот,

           ему скажешь: Сладкое яблоко – он скажет нет кислое яблоко

           ему скажешь : На улице день -  нет на улице ночь.

      Что же он скажет если ему скажем:

                               узкий ремень -  

                               окно открыто –

                               глубокая речка -

                           

                        синонимы( (близкие по смыслу слова)

-Задаём вопросы:

Как можно ещё назвать «путника» (странник, путешественник)

          «Бежать» - как можно еще сказать (нестись, торопиться. мчаться спешить)

          «грустный» - это значит какой  (печальный, понурый, мрачный, унылый)  

 

4. Не правильное склонение по падежам, числам  

Н-р:    - у меня много карандашов,     у меня много пальцов,    

            я не могу найти одну ботинку      

           -  мн.ч детенышей:  ягненки,  поросенки, котенки  

    Рекомендации: 

     Игра: «Посчитаем до пяти» -

                                                     

Последствия

- нарушение лексико-грамматической стороны отразится:    

        1. на связной устной речи (не сможет составить рассказ, рассказать что-то,  

            пересказать    (речь бытовая, безграмотная)

        2. на письменной речи    (как говорит, так и напишет   - (сочинение, описание):

        3. Нарушение грамматического строя и словаря ведет за собой нарушение  произношения  (будет переставлять звуки местами, пропускать звуки в словах – речь будет непонятна для окружающих)  Н-р (ше-ше-ше – много мяса в беляше)

  1. Не сформирован или не развит фонематический слух:      

      (умение слышать и различать звуки изолированно, в слогах, словах)

  Это нарушение в ЦНС (речевых зон)

Причины возникновения    (на разных стадиях : внутриутробной, после рождения)

-природный фактор (экология, питание)

-социальный фактор:  

             механические повреждения,

             педагогическая запущенность  

                                                                (не занимаемся, не развиваем         

                                                ребенок  как слышит, так и говорит; как слышит, так и пишет

   В результате страдают          не только произношение, но процессы чтения и письма

     

  1. Не сформирован или не развит артикуляционный аппарат:

1.Органические нарушения-   это изменения или нарушения в строении артикуляционного аппарата:

             -короткая уздечка, толстые губы, толстый язык высокое нёбо;

            - кривые зубы, неправильное развитие челюстей  (прикусы)

             -различные расщелины губ,  твердого и мягкого нёба

   

Могут возникнуть на разных этапах развития человека:

       внутри утробы – врожденные нарушения артикуляционного аппарата

       после рождения – в следствии:    механических повреждений,

                                                                 нехватки витаминов

                                                                 неправильного питания    

В результате наблюдается                  неправильный рост, развитие, различные деформации

   

 Причины: влияние различных факторов:    

                                          природный (экология,  питание (не качественные продукты))

                                          социальный: (прием препаратов, наркотиков; механические повреждения)

                                                                     

        2.Функциональные нарушения   - связаны с двигательными функциями;

          (слабость и напряженность мышц          

               Ребенок                     - не может расслаблять и напрягать мышцы речевого аппарата

                                                  - не может  удерживать их в  определенном положении)

                                      - вырабатывается  положение более легкое положение

  1. Нарушение дыхания  (Слабое речевое дыхание – слабый выдох)

                      - ребенок не может полностью произнести  фразу

Рекомендации

Развивать речевое дыхание.

Упражнения на

  -сдувание, поддувание  предметов

   -имитационные упражнения

  1. Нарушение темпо-ритмической стороны  (быстрая, медленная речь)

   - ребенок быстро говорит при этом пропускает звуки, слоги, меняет их местами (речь непонятна)

Рекомендации

- заучивание стихотворений в медленном темпе

-прохлопывание слов  (это же упражнение можно использовать при развитии дыхания)

- обращать внимание на быструю речь (поправлять)

  1. Не развита мелкая моторика рук

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев отвечающих за мелкую моторику пальцев, поэтому от моторики зависит наша речь – развита моторика, развита и наша речь

Рекомендации:

  1. Самомассаж
  2. Массаж с использованием предметов
  3. Пальчиковые игры

Вывод:

Таким образом, мы с вами

 

  1. рассмотрели часто встречающиеся  нарушения речи
  2. узнали, что с ребенком надо постоянно беседовать и читать художественную литературу

  1. познакомились с играми, которые

- просты в применении (не требуют подготовки материала и  заучивания)

- интересные (не навязываются детям)

-с помощью этих игр можно помочь ребенку справиться с некоторыми речевыми нарушениями.

Спасибо за внимание!

 Вопросы родителей.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Самомассаж

1.Курочки клюют зернышки. - постукивание указательным пальчиком левой руки тыльной стороны, а затем ладони  правой руки. (Затем  наоборот).

2. Пальчики тянуться - поглаживание пальчиков, как бы вытягивая их.

3.Собачка кусает пальчики.

4. «Гуси щиплют травку» - пощипывание тыльной стороны руки.

5.«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать

гвозди». Тоже самое левой рукой.

6. Погладим ручки - поглаживание правой рукой, левую тыльную сторону руки. (Затем руки меняем)

7. «Согреем руки» - движения как при растирании рук.

8.«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца сверху вниз. В конце растираем ладонь от пальцев к запястью. То же самое повторить с левой рукой.

9. Имитация мытья и вытирания рук.  
                                Массаж с использованием предметов

1. Массаж ладоней и пальцев рук щеткой ежиком.
2. Массаж ладоней карандашом. «Вертушка»
3. Массаж ладоней шариком с шипами.

4. Массаж грецкими орехами.

5.«Горошина»

  • Раскатывание между ладоней
  • горошина в щепоти катается.
  • Между двумя пальцами (указательный и большой)
  • Катание по столу ладошками.
  • Катание по столу пальчиками.

6.Массаж рук в сухом бассейне. (емкость наполненная горохом, фасолью, рисом или другой крупой). (Можно искать предметы)

7. «Мы рисуем» (использование песка на подносе)

8.Игра с бумагой   «Отгадай, что в комочке» - взять лист бумаги и скомкать его в комок, как можно крепче, затем расправить и разгладить лист.

Пальчиковые игры

  1. «Фонарики» -  Сжимание и разжимание кулачков.

Фонарики горят – разжать кулачки, фонарики погасли – сжать в кулак.

2. Ладошка - кулачок. (одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена, затем положение рук меняется.

3. «Замок» (сцепленные между собой пальцы рук, выпрямляются и сжимаются).

          Замок открыт, замок закрыт

4. «Блины» (попеременно на столе переворачивать: тыльная сторона руки, внутренняя часть – ладонь)

                    Мама нам печет блины, очень вкусные они

                    Мы сегодня встали рано и едим их со сметаной.

5. «Пальчики здороваются»  - Поочередное касание пальцев рук

6. «Вышли пальчики гулять» - Поочередное сгибание пальцев руки (правой, левой, вместе).

     1.2.3.4.5 – вышли пальчики гулять

     1.2.3.4.5 – в домик спрятались опять

7. «Золушка» (перебирание фасоль – горох)

8. Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки И потрите их немножко.

 Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

 Продолжайте потирать! (потирают руки). 1,2,3,4,5. 

 Мой сосед такой хороший!

 Я ему пожму ладоши (пожимают руки  с одной стороны).

 И другой сосед хороший –

 И ему пожму ладоши (пожимают руки с другой стороны).

 Руки вверх поднять пора (поднимают руки вверх).

 Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

                                              ИГРЫ   И   УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   РЕЧЕВОГО   ДЫХАНИЯ.

1.«Одуванчики летят» (имитация срывания и дутья на цветок).

2.«Понюхаем цветочек» (глубокий вдох и выдох со звуком (А)).

3.«Шарик надулся и сдулся». (надуваем щеки)

4. «Приятный аромат»

(Использовать фрукты, цветы, надушенный платок  - вдыхаем аромат  и  на выдохе говорим «Ах, какой приятный запах»).

5. «Мы считаем» (вдохнуть и на выдохе произнести: раз, два, три, четыре, пять)

6. «Свистки», «Султанчики»

7.«Дуем на полоски бумаги» (у кого выше) .

8.«Снежинка (бабочка) летит» (привязанная на ниточку, вырезанная из бумаги).

9. «Сдувание комочка ваты (вырезанной бабочки) с ладони»

   (на полу вырезанные цветы. На какой цветочек упадет (прилетит) комочек (бабочка).

  «Перышко» (сдувание с ладони, со стола)

10.«Плыви, плыви кораблик» (пускание бумажных корабликов в тазу).

14.«Фокус» (сдуть ватку с кончика носа).

15.«Красивые мыльные пузыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Использование брошюр в совместной работе с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у м...

Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...