Работа с родителями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кожевина Анна Юрьевна

Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, закреплению образа букв и характеристики звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ ГРУППА

УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. «Эхо»  (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).

- Повторение за взрослым любых звуков с паузами.

- Повторение за взрослым звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….

- Повторение за взрослым цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..

- Повторение за взрослым по 3слова не связанных по смыслу:

 СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА; КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д

 - Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;

   УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..

  1. «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)

А-А     А    А-А-А      А-А-О-А

  1. - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К): А    Т    К    М    С    К    К    Г   С    Р   К

Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук

 - «Повтори, только звук» (Ш)  (то же самое с другими звуками)

П    Р    Ш    Ж    Ш    Ш    С    К    З    Ш……

  -  «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в  (Р) в слогах

    ЛА    РА   КУ    РУ    РЭ   СЭ   РО  ЛЫ   РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)

  - «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)

4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)

   Хлопни, если услышишь звук (С) -  Топни если услышишь звук (Ш)

    - со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)

6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)

- гласные  (УТОЧКА    ОБРУЧ   ОСЛИК  АРБУЗ   ИРИСКА)

 !!!! Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)

-  согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА

Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА,  ФФУТБОЛ)

7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)

-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)

-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ

-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)

-«Выбери картинки» (с заданным звуком)

«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).

8.«Звуки поссорились»   Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л  -  У – К,  М – А – К, Л – А – К…….

9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.

- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА

-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..

 10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……)  Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.

-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….

10. Работа с предложением

- составление из предложенных слов: Я скажу  слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ.       БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.    

  НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ.           ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д

                                     

РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

!!!! Если учите буквы, обязательно знакомьте сначала со звуками, а потом обозначайте звук буквой.

!!!! Дети должны знать характеристику звуков:

1. звуки бывают гласные и согласные. 2. Гласные звуки тянуться, поют и голосят, обозначаем их красным цветом.  3. Согласные не умеют петь.

  1. Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)

 У девочки Аленки есть маленькая сестричка и когда Аленка усыпляет маленькую сестренку, она поет такую песенку: ААААААА. Какой звук ты слышишь, когда Аленка поет песенку? (ребенок отвечает). Звук (Ааа) тянется, поется голосит, а звуки которые поют называются ГЛАСНЫЕ.

2.Выбор игры со звуком (А) по выбору (см. выше в упражнениях).

4. Ты видишь звук (Ааа) (нет). А слышишь? (да) Чем слышишь? (ушками). А чтобы увидеть звук (Аааа) мы его обозначим буквой (А). Это буква (А) (показ буквы). Из чего она состоит? (из трех палочек). Нарисуй букву – А. Запомни ее. Видим букву (А), а произносим звук (Аааа).

                                                ОБРАЗЫ ДЛЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

(О) – У слона болит зуб он идет к врачу и стонет:  ОООО.  (Ы) – Пароход гудит: ЫЫЫЫ

(У) – Волк в лесу воет: УУУУУУ  (И) – Лошадка скачет и поет песенку: ИИИИИИ

                                              ОБРАЗЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?

Что можно рассказать о звуке?

- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).

3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение

4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).

Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек).  Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.

 ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:

(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?

(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.

(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек  у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.

(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?

(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем

Звуком: Т-Т-Т-Т.

(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д

(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.

(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.

(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.

(З) -  Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц

(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш

(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ

(Ч) -  Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л

(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.

Если понравились мои истории, то используйте их, а можно придумать и свои истории.

                                                             Желаю удачи!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

                  УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. «Эхо»  (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).

- Повторение любых звуков.

- Повторение звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….

- Повторение цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..

- Повторение по 3слова не связанных по смыслу: СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА;

КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д

 - Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;

   УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..

  1. «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)

А-А     А    А-А-А      А-А-О-А

  1. - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К)

А    Т    К    М    С    К    К    Г   С    Р   К    Х    К

Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук

 - «Повтори, только звук» (Ш)  (то же самое с другими звуками)

П    Р    Ш    Ж    Ш    Ш    С    К    З    Ш……

  -  «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в  (Р) в слогах

    ЛА    РА   КУ    РУ    РЭ   СЭ   РО  ЛЫ   РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)

  - «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)

4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)

   Хлопни, если услышишь звук (С) -  Топни если услышишь звук (Ш)

    - со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)

    - со словами (если услышишь звук (С) в слове)

5.«Твердый – Мягкий»  (Л – ЛЬ)  (то же самое с другими звуками)

Постучать кулачок о кулачок, если услышишь твердый звук – Погладить ручку, если услышишь мягкий звук.  

6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)

- гласные  (УТОЧКА    ОБРУЧ   ОСЛИК  АРБУЗ   ИРИСКА)

  Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)

-  согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА

Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА,  ФФУТБОЛ)

7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)

-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)

-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ

-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)

-«Выбери картинки» (с заданным звуком)

«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).

8.«Звуки поссорились»   Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л  -  У – К,  М – А – К, Л – А – К…….

9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.

- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА

-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..

 10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……)  Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.

-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….

10. Работа с предложением

- составление из предложенных слов: Я скажу  слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ.       БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.    

  НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ.           ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д

 

                               

                                     

                                                    РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

1. Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)

(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?

2. Что можно рассказать о звуке? (ребенок учится давать характеристику звуку)

- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).

- Проверь какой он звонкий или глухой? (ребенок, поставив руку к горлу определяет по вибрации голосовых связок и дает примерно такой ответ: он глухой, потому, что звоночек (голосок) в горлышке не звенит или звоночек спит не будит голосок)

- Произнеси звук (П) твердо, мягко.

3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение

4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).

Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек).  Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.

ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:

(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?

(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.

(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек  у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.

(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?

(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем

Звуком: Т-Т-Т-Т.

(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д

(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.

(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.

(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.

(З) -  Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц

(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш

(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ

(Ч) -  Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л

(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.

Если понравились мои истории то используйте их, а можно придумать и свои истории.

                                                                              Желаю удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Для успешного обучения чтению и формированию основ грамматики родителям предлагается памятка по работе с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...