Работа с родителями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, закреплению образа букв и характеристики звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_po_obucheniyu_gramote_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. «Эхо» (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).
- Повторение за взрослым любых звуков с паузами.
- Повторение за взрослым звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….
- Повторение за взрослым цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..
- Повторение за взрослым по 3слова не связанных по смыслу:
СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА; КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д
- Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;
УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..
- «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)
А-А А А-А-А А-А-О-А
- - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К): А Т К М С К К Г С Р К
Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук
- «Повтори, только звук» (Ш) (то же самое с другими звуками)
П Р Ш Ж Ш Ш С К З Ш……
- «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в (Р) в слогах
ЛА РА КУ РУ РЭ СЭ РО ЛЫ РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)
- «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)
4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)
Хлопни, если услышишь звук (С) - Топни если услышишь звук (Ш)
- со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)
6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)
- гласные (УТОЧКА ОБРУЧ ОСЛИК АРБУЗ ИРИСКА)
!!!! Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)
- согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА
Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА, ФФУТБОЛ)
7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)
-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)
-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ
-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)
-«Выбери картинки» (с заданным звуком)
«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).
8.«Звуки поссорились» Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л - У – К, М – А – К, Л – А – К…….
9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.
- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА
-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..
10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……) Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.
-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….
10. Работа с предложением
- составление из предложенных слов: Я скажу слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ. БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.
НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ. ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д
РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ
!!!! Если учите буквы, обязательно знакомьте сначала со звуками, а потом обозначайте звук буквой.
!!!! Дети должны знать характеристику звуков:
1. звуки бывают гласные и согласные. 2. Гласные звуки тянуться, поют и голосят, обозначаем их красным цветом. 3. Согласные не умеют петь.
- Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)
У девочки Аленки есть маленькая сестричка и когда Аленка усыпляет маленькую сестренку, она поет такую песенку: ААААААА. Какой звук ты слышишь, когда Аленка поет песенку? (ребенок отвечает). Звук (Ааа) тянется, поется голосит, а звуки которые поют называются ГЛАСНЫЕ.
2.Выбор игры со звуком (А) по выбору (см. выше в упражнениях).
4. Ты видишь звук (Ааа) (нет). А слышишь? (да) Чем слышишь? (ушками). А чтобы увидеть звук (Аааа) мы его обозначим буквой (А). Это буква (А) (показ буквы). Из чего она состоит? (из трех палочек). Нарисуй букву – А. Запомни ее. Видим букву (А), а произносим звук (Аааа).
ОБРАЗЫ ДЛЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
(О) – У слона болит зуб он идет к врачу и стонет: ОООО. (Ы) – Пароход гудит: ЫЫЫЫ
(У) – Волк в лесу воет: УУУУУУ (И) – Лошадка скачет и поет песенку: ИИИИИИ
ОБРАЗЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?
Что можно рассказать о звуке?
- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).
3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение
4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).
Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек). Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.
ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:
(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?
(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.
(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.
(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?
(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем
Звуком: Т-Т-Т-Т.
(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д
(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.
(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.
(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.
(З) - Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц
(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш
(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ
(Ч) - Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л
(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.
Если понравились мои истории, то используйте их, а можно придумать и свои истории.
Желаю удачи!
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. «Эхо» (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).
- Повторение любых звуков.
- Повторение звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….
- Повторение цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..
- Повторение по 3слова не связанных по смыслу: СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА;
КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д
- Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;
УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..
- «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)
А-А А А-А-А А-А-О-А
- - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К)
А Т К М С К К Г С Р К Х К
Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук
- «Повтори, только звук» (Ш) (то же самое с другими звуками)
П Р Ш Ж Ш Ш С К З Ш……
- «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в (Р) в слогах
ЛА РА КУ РУ РЭ СЭ РО ЛЫ РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)
- «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)
4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)
Хлопни, если услышишь звук (С) - Топни если услышишь звук (Ш)
- со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)
- со словами (если услышишь звук (С) в слове)
5.«Твердый – Мягкий» (Л – ЛЬ) (то же самое с другими звуками)
Постучать кулачок о кулачок, если услышишь твердый звук – Погладить ручку, если услышишь мягкий звук.
6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)
- гласные (УТОЧКА ОБРУЧ ОСЛИК АРБУЗ ИРИСКА)
Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)
- согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА
Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА, ФФУТБОЛ)
7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)
-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)
-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ
-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)
-«Выбери картинки» (с заданным звуком)
«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).
8.«Звуки поссорились» Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л - У – К, М – А – К, Л – А – К…….
9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.
- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА
-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..
10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……) Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.
-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….
10. Работа с предложением
- составление из предложенных слов: Я скажу слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ. БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.
НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ. ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д
РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ
1. Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)
(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?
2. Что можно рассказать о звуке? (ребенок учится давать характеристику звуку)
- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).
- Проверь какой он звонкий или глухой? (ребенок, поставив руку к горлу определяет по вибрации голосовых связок и дает примерно такой ответ: он глухой, потому, что звоночек (голосок) в горлышке не звенит или звоночек спит не будит голосок)
- Произнеси звук (П) твердо, мягко.
3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение
4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).
Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек). Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.
ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:
(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?
(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.
(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.
(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?
(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем
Звуком: Т-Т-Т-Т.
(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д
(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.
(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.
(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.
(З) - Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц
(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш
(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ
(Ч) - Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л
(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.
Если понравились мои истории то используйте их, а можно придумать и свои истории.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...
Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Для успешного обучения чтению и формированию основ грамматики родителям предлагается памятка по работе с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях....
Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является...