Работа с родителями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кожевина Анна Юрьевна

Рекомендации по использованию игр и упражнений по развитию фонематического восприятия, закреплению образа букв и характеристики звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ ГРУППА

УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. «Эхо»  (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).

- Повторение за взрослым любых звуков с паузами.

- Повторение за взрослым звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….

- Повторение за взрослым цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..

- Повторение за взрослым по 3слова не связанных по смыслу:

 СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА; КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д

 - Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;

   УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..

  1. «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)

А-А     А    А-А-А      А-А-О-А

  1. - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К): А    Т    К    М    С    К    К    Г   С    Р   К

Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук

 - «Повтори, только звук» (Ш)  (то же самое с другими звуками)

П    Р    Ш    Ж    Ш    Ш    С    К    З    Ш……

  -  «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в  (Р) в слогах

    ЛА    РА   КУ    РУ    РЭ   СЭ   РО  ЛЫ   РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)

  - «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)

4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)

   Хлопни, если услышишь звук (С) -  Топни если услышишь звук (Ш)

    - со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)

6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)

- гласные  (УТОЧКА    ОБРУЧ   ОСЛИК  АРБУЗ   ИРИСКА)

 !!!! Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)

-  согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА

Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА,  ФФУТБОЛ)

7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)

-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)

-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ

-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)

-«Выбери картинки» (с заданным звуком)

«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).

8.«Звуки поссорились»   Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л  -  У – К,  М – А – К, Л – А – К…….

9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.

- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА

-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..

 10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……)  Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.

-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….

10. Работа с предложением

- составление из предложенных слов: Я скажу  слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ.       БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.    

  НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ.           ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д

                                     

РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

!!!! Если учите буквы, обязательно знакомьте сначала со звуками, а потом обозначайте звук буквой.

!!!! Дети должны знать характеристику звуков:

1. звуки бывают гласные и согласные. 2. Гласные звуки тянуться, поют и голосят, обозначаем их красным цветом.  3. Согласные не умеют петь.

  1. Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)

 У девочки Аленки есть маленькая сестричка и когда Аленка усыпляет маленькую сестренку, она поет такую песенку: ААААААА. Какой звук ты слышишь, когда Аленка поет песенку? (ребенок отвечает). Звук (Ааа) тянется, поется голосит, а звуки которые поют называются ГЛАСНЫЕ.

2.Выбор игры со звуком (А) по выбору (см. выше в упражнениях).

4. Ты видишь звук (Ааа) (нет). А слышишь? (да) Чем слышишь? (ушками). А чтобы увидеть звук (Аааа) мы его обозначим буквой (А). Это буква (А) (показ буквы). Из чего она состоит? (из трех палочек). Нарисуй букву – А. Запомни ее. Видим букву (А), а произносим звук (Аааа).

                                                ОБРАЗЫ ДЛЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

(О) – У слона болит зуб он идет к врачу и стонет:  ОООО.  (Ы) – Пароход гудит: ЫЫЫЫ

(У) – Волк в лесу воет: УУУУУУ  (И) – Лошадка скачет и поет песенку: ИИИИИИ

                                              ОБРАЗЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?

Что можно рассказать о звуке?

- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).

3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение

4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).

Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек).  Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.

 ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:

(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?

(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.

(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек  у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.

(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?

(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем

Звуком: Т-Т-Т-Т.

(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д

(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.

(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.

(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.

(З) -  Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц

(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш

(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ

(Ч) -  Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л

(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.

Если понравились мои истории, то используйте их, а можно придумать и свои истории.

                                                             Желаю удачи!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

                  УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. «Эхо»  (закрываем рот или заходим за ширму (перегородку)).

- Повторение любых звуков.

- Повторение звукокомплексов: АУА, ИОИ, ЭЮЯ, АУО….

- Повторение цепочки слогов: ТА-ДА-ТА, КА-ГА-КА, ПУ-БУ-ПУ…..

- Повторение по 3слова не связанных по смыслу: СОБАКА, КОШКА, ЛОШАДКА;

КОТ, ЛУК, НОЖНИЦЫ; ТУЧКА, СТАКАН, КОВЕР и т.д

 - Слов отличающихся одним звуком: МИШКА-ШИШКА; СУП-ЗУБ; КОТ-РОТ;

   УТОЧКА-УДОЧКА; САНКИ-ТАНКИ; КАРТИНА-КОРЗИНА; ТУЧКА-РУЧКА…..

  1. «Сосчитай сколько звуков (А) я произнесу» (то же самое с другими звуками)

А-А     А    А-А-А      А-А-О-А

  1. - «Поймай звук» (хлопнуть, когда услышишь звук (К)

А    Т    К    М    С    К    К    Г   С    Р   К    Х    К

Так же, можно предложить: топать, прыгать, моргать, когда услышат заданный звук

 - «Повтори, только звук» (Ш)  (то же самое с другими звуками)

П    Р    Ш    Ж    Ш    Ш    С    К    З    Ш……

  -  «Поймай звук» (в слогах) (будешь хлопать, когда услышите звук в  (Р) в слогах

    ЛА    РА   КУ    РУ    РЭ   СЭ   РО  ЛЫ   РЫ ( Можно: топать, прыгать, моргать)

  - «Поймай звук» (в словах) (будешь хлопать, когда услышишь звук (Ш) в слове)

4-. «Топни – Хлопни» (со звуками)

   Хлопни, если услышишь звук (С) -  Топни если услышишь звук (Ш)

    - со слогами (если услышишь звук (С) в слоге)

    - со словами (если услышишь звук (С) в слове)

5.«Твердый – Мягкий»  (Л – ЛЬ)  (то же самое с другими звуками)

Постучать кулачок о кулачок, если услышишь твердый звук – Погладить ручку, если услышишь мягкий звук.  

6.«Назови первый звук» (первое время выделять (то есть тянуть) звук)

- гласные  (УТОЧКА    ОБРУЧ   ОСЛИК  АРБУЗ   ИРИСКА)

  Не даются слова, в которых слышится другой звук (о(а)безьяна, о(а)кно)

-  согласные, которые тянуться (СССОБАКА, ЗЗЗМЕЯ, ЖЖЖУК, ШШШАПКА

Если ребенок не произносит звуки - ММОЛОТОК, ННОГА, ВВАТА,  ФФУТБОЛ)

7.«Назови последний звук» (первое время тянуть последний звук)

-гласные (ВЕДРО, КЕНГУРУ, НОСКИ, ПАЛЬТО, РУЧКА)

-согласные (которые тянуться: КАРАНДАШ….(если не произносит, то со другими звуками, выделяя громко: НОСОК, ЖИЛЕТ, ЖИРАФ

-«Вспомни слова» (вспомнить слова, которые начинаются со звук (Т)

-«Выбери картинки» (с заданным звуком)

«Зоркий глаз» (найти предметы в окружающей обстановке, которые начинаются с заданного звука – можно специально разложить предметы).

8.«Звуки поссорились»   Я буду называть звуки, а ты отгадай слово (сначала слова из трех звуков) К – О – Т, Д – О –М, Р – О – Т, Л  -  У – К,  М – А – К, Л – А – К…….

9.«Слоги разбежались» Я буду произносить слоги, а ты угадай слово.

- двусложные слова КА-ША, РУ-КА, РУЧ-КА, ШИШ-КА

-трехсложные слова БА-БОЧ-КА, МА-ШИ-НА, ДЕ-РЕ-ВО…..

 10.«Раздели слово на части (слоги)» (слова можно делить хлопками, ногами, шагами глазами, прыжками……)  Но сначала прохлопываем слово вместе с ребенком.

-Разделите слово: КОРЗИНА, ТУЧА, СОЛНЫШКО, КОТ, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛУК….

10. Работа с предложением

- составление из предложенных слов: Я скажу  слова, а ты составь с ними предложение: КУКЛА, СИДЕТЬ.       БОРЯ, ХОТЕТЬ, ИГРАТЬ.    

  НА ЧАШКА СТОЯТЬ СТОЛ.           ПО ЛЕС БЕЖАТЬ СОБАЧКА. И т.д

 

                               

                                     

                                                    РАБОТА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ

1. Рассказать историю: (во время произношения звука предложить закрыть глаза)

(П) – Послушай как я играю перышком: П-П-П. Какой звук ты слышишь?

2. Что можно рассказать о звуке? (ребенок учится давать характеристику звуку)

- Какой он? (согласный) Почему? (потому что он не поет). Почему у него не получается петь? Что ему мешает петь? (мешают губы).

- Проверь какой он звонкий или глухой? (ребенок, поставив руку к горлу определяет по вибрации голосовых связок и дает примерно такой ответ: он глухой, потому, что звоночек (голосок) в горлышке не звенит или звоночек спит не будит голосок)

- Произнеси звук (П) твердо, мягко.

3. Выбор игры с данным звуком на ваше усмотрение

4. Ты звук (П) видишь? (нет) Слышишь? (да ушками). Значит мы звуки не видим, а только слышим. А что нужно сделать, чтобы увидеть звук? (обозначить его буквой).

Покажи мне букву, которой обозначается звук (П). Как она называется (ПЭ). Из чего она состоит? (из 3-х палочек).  Нарисуй ее. (можно рисовать на листочке, можно в воздухе), можно вылепить, сложить из спичек из гороха из семечек и т.д.

ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ:

(Б) – Буратино пришел с улицы замерз и дрожит: Б-Б-Б-Б Какой звук слышишь?

(К) – Папа колет дрова топором и слышится звук: К-К-К-К.

(Х) – Мальчик зимой лепил снеговика без рукавичек  у него замерзли руки он дует на них греет: Х-Х-Х-Х-Х.

(М) – У Бабушки в деревне есть корова, когда она хочет есть сено, то издает такой звук: ММММММ. Какой звук издает корова?

(Т) – «Игра с перышком» - то же самое, как и со звуком (П), только выдыхаем

Звуком: Т-Т-Т-Т.

(Д) – Пингвины живут на севере и когда им холодно они дрожат: Д-Д-Д-Д

(В) – Волк в лесу голодный воет: ВВВВВВ.

(Ф) – «Ежиха и ежата». Ежиха ходит с ежатами в лес гулять и они разбегаются по лесу, а когда нужно идти домой ежиха зовет ежат: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф.

(С) – У мальчика Саши спустило колесо на велосипеде, он достал насос и стал накачивать колесо, насос свистел: С-С-С-С-С.

(З) -  Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

(Ц) – В курятнике у курицы появились цыплята и все так обрадовались, что подняли шум, а курица им говорит: Ц-Ц-Ц-Ц

(Ш) – Я надул воздушный шарик: Ш-Ш-Ш-Ш

(Ж) – Жуки летят и жужжат: ЖЖЖЖЖЖ

(Ч) -  Кузнечики стрекочут: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.

(Щ) – Мама чистила ковер щеткой и щетка издавала звук: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

(Л) – Леша играет на балалайке, балалайка поет: Л-Л-Л-Л-Л

(Р) – Тигр рычит: РРРРРРРРР.

Если понравились мои истории то используйте их, а можно придумать и свои истории.

                                                                              Желаю удачи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Для успешного обучения чтению и формированию основ грамматики родителям предлагается памятка по работе с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...