Звукопроизношение и обучение грамоте.Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Маркина Ольга Владимировна

 

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!!!

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2159852922170943085&parent-reqid=1587658581698000-265729871608243487400133-production-app-host-sas-web-yp-211&path=wizard&text=звуки+ф+фь+буква+ф+задания+для+дошкольников

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7085034363975581660&text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&path=wizard&parent-reqid=1587658581698000-265729871608243487400133-production-app-host-sas-web-yp-211&redircnt=1587659373.1

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11445505190857242280&text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&path=wizard&parent-reqid=1587658581698000-265729871608243487400133-production-app-host-sas-web-yp-211&redircnt=1587659415.1

https://yandex.ru/images/search?text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=8&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F2491588%2F7fcc1185-5261-4b80-8963-5328cbbe1cc8%2Fs1200&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=9&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F736x%2Fd8%2F60%2Fea%2Fd860eadd10ee6ea4008130960d921794--preschool.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=10&img_url=http%3A%2F%2Fmalenkajastrana.my1.ru%2FKirill%2F172%2F50.jpg&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=звуки%20ф%20фь%20буква%20ф%20задания%20для%20дошкольников&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=15&img_url=https%3A%2F%2Fdeti-knigi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fobuchenie_gramote14.jpg&rpt=simage

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ff.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной к школе группе

Тема: Звуки ф, фь.

I. Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуками «ф», «фь»; упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе и синтезе слов; активизировать предметный словарь; тренировать в образовании сложных слов, тренировать в составлении предложений по схемам с предлогами; развивать связную речь детей.

II. Коррекционно-развивающие:

закрепить правильное произношение звуков «ф», «фь» в словах, предложениях и связной речи; упражнять в правильном произношении слов сложной слоговой структуры; развивать умение определять главные и существенные признаки предмета, обобщать, выделять лишний предмет, развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, память, интонационную выразительность речи.

III. Коррекционно – воспитательные:

воспитание речевого самоконтроля;

воспитание бережного отношения к природе.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: 

игрушка − пёс Филя,

предметные картинки (фотографии, сделанные Филей),  

символы для составления схем слов и предложений,

конверт с «загадками»,

таблица к игре «Угадай слово».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

(Дети стоят в кругу.)

− Звуки на прогулку вышли, угадай какой здесь лишний. Назовите лишний звук:

а м у о         к т б с         й ш сь ч             в г у л   и т.д.

II. Постановка цели занятия.

− Кто пришел к нам в гости? (Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши!») Что принес Филя? (Фотоаппарат.) Филя – фотограф. Назовите первые звуки в словах «Филя», «фотограф». О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках «ф», «фь»).  

III. Характеристика звуков «ф», «фь».

− Изобразите, как Филя фыркает: ф-ф-ф-ф. Произнесите  звук «ф». Расскажите Филе о звуке «ф» (Звук «ф» − согласный, твердый, глухой.)

− Почему звук «ф» согласный. (Когда мы произносим звук «ф», воздух во рту встречает преграду − зубы и губы.)

 − Произнесите  звук «фь». Расскажите Филе о звуке «фь»

IV. Выделение звуков «ф», «фь» из состава слова.

Игра «На выставке фотографий»

− Филя делает фотографии, что он делает? (Фотографирует.) Давайте посетим выставку его фотографий.

Дети рассматривают стенд с «фотографиями».

− Назовите слова со звуками «ф» и «фь» и определите место звуков в словах.

(Финики. В слове «финики» звук «фь» слышится в начале слова.)

Кофе, финики, кефир, фрукты, суфле, зефир, конфеты.

Как можно назвать все эти предметы одним словом? Назовите самостоятельно слова, где звуки «ф», «фь» слышатся в конце слова.

V. Звуко-слоговой анализ слова.

1. Дидактическая игра «Угадай слово».  

На доске появляется изображение лесной фиалки.

− Помогите Филе отгадать название весеннего цветка, который он сфотографировал в лесу. Назовите первые звуки в названиях картинок.  Из звуков получится слово.

Филин, ива, аист, луноход, клевер, арбуз.

− Произнесите полученное слово. (Фиалка).

Филя не стал рвать фиалку, а просто её сфотографировал. Правильно ли он поступил? Лесная фиалка радует нас своей красотой.

2. Игра «Зашифруй слово»

− Зашифруйте слово «фиалка» с помощью схемы. Сколько слогов в слове?  

− Как вы догадались, что три слога? (Потому что три гласных звука «и», «а», «а».)

− Назовите слоги по порядку. Сколько звуков в слове «фиалка»? Сколько звуков в первом слоге? (Во втором слоге).

− Дайте характеристику каждому звуку в слове.  

VI. Физкультминутка.

1. Выполнение движений с речевым сопровождением:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке! (Сгибание – разгибание рук от плеча.)

Потянулись, потянулись, (Потягивание вверх с поднятыми руками.)

Вправо, влево повернулись,  (Повороты вправо, влево, руки на поясе.)

Повертелись, покрутились,  (Повороты вправо, влево вокруг себя.)

     И на месте в бег пустились. (Легкий бег на месте.)

2. Пальчиковая гимнастика. Выполнение щелчков попеременно каждым пальцем правой и левой руки:

    Пальчики в футбол играют,

И друг друга обгоняют.

Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить мяч,

Каждый забивает гол.

Хорошо играть в футбол!

VII. Образование сложных слов, закрепление правильного произношения слов сложной слоговой структуры.

Игра «Филины загадки»

Филя принес нам конверт с «загадками». (Логопед открывает конверт и читает).

«Друзья, составьте одно длинное слово из двух и узнаете названия предметов, необходимых фотографу»:

Фото + аппарат = фотоаппарат (пленка, альбом, карточка, бумага, репортер,    лаборатория, ружье, вспышка, выставка, снимок).

VIII . Составление предложений с предлогами с опорой на схему.

− Назовите маленькое слово («в»).

− Составьте предложение про Филю по схеме с предлогом.

(Филя живет в большом доме.)

− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Филя.)

− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Дом.)

− Назовите слово-действие. (Живет.)

− Назовите слово-признак. (Большой.)

(Филя вышел из детского сада.)

(Филя ехал по узкой тропе.)

IХ Развитие связной речи. 

Игра «Объяснялки»

− Филя не знает, что обозначают некоторые слова со звуками «ф» и «фь». Давайте ему поможем и объясним значение слов:

Лифт – устройство в жилом доме для поднятия и спуска.

(Слова - сарафан, зефир, флакон, фикус, камуфляж, финиш, портфель)

XIII. Итог занятия.

− Филе очень понравилось, как вы занимались. Он дарит вам черно-белые фотографии героев передачи «Спокойной ночи, малыши!», которые вы сможете раскрасить.

− Какие звуки мы изучали?

− Какие игры вам понравились?

Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.

3. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.

4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лог. занятию по звукопроизношению и обучению грамоте."Звук <ЛЬ>. Гулливер в Лилипутии.

Цель данной презентации - не только выполнять обучающие задачи в игровой форме, но и расширить кругозор  детей, вызвать интерес к художественной литературе....

Презентация к занятию по формированию звукопроизношения и обучения грамоте "Звуки < Б> - < БЬ> и буква Б

Материал презентации направлен  на  уточнение характеристик данного звука. различения его  на слух и в произношении в слогах. словах: способствует запоминанию, развитию фонематиче...

Звукопроизношение и обучение грамоте. "Звуки [Д], [Д\']. Буква Д"

ДЛЯ вас, родители!!!https://yandex.ru/images/search?text=прописи%20буква%20д%20для%20дошкольников&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net...

Звукопроизношение и обучение грамоте. "Звуки [Г], [Г\']. Буква Г"

Для вас, родители!!!https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10946939229861663927&parent-reqid=1587663931494646-819301812777042197100195-production-app-host-man-web-yp-293&path=wizard&text=...

Звукопроизношение и обучение грамоте. "Звуки [Э]]. Буква Э"

Для вас, родители!!! https://yandex.ru/images/search?text=э%20прописи&stype=image&lr=20576&source=wiz&pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F736x%2Fc8%2Fca%2F57%2Fc8ca573c...

Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"

quot;Материал рекомендован для логопеда   при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой  "С...