«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование игровых пособий - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено авторское пособие, направленное на работу над звукопроизношением, развитием мимики, формированием грамматических категорий, развитием связной речи, навыков звукового анализа и синтеза одновременно с развитием мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих коррекционных технологий и методов. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Детям с общим недоразвитием речи свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. К тому же современные дошкольники избалованы обилием игрушек и гаджетов и заинтересовать их на занятии достаточно трудно. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.
Цель применения данного пособия: развитие ре дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений.
Задачи:
- стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;
- обогащать их словарный запас;
- повышать уровень коммуникабельности детей при совместной работе;
- развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику;
- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.
Это и развитие мимики, и подготовка речевого аппарата к постановке и автоматизации звуков, и формирование навыков звукового анализа и синтеза, и отработка навыка употребления предлогов в речи. Кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики, что особенно важно для детей с тяжелыми речевыми патологиями. Кубики очень яркие и мгновенно привлекают внимание дошколят.
Данная технология – использование логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, полностью отвечающее требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:
- доступность – обеспечивает детскую активность;
- полифункциональность – технологию можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как со всех группой, так и с подгруппой, так и индивидуально;
- вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
- насыщенность – соответствует возрастным особенностям детей.
Волшебный логопедический кубик «Настроение».
Цель: развитие мимической мускулатуры.
Игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая, групповая формы работы.
Вариант игры:
Ребенок бросает кубик и изображает с помощью мимики то настроение, картинка которого ему выпала. После этого передает кубик другому ребенку. Или все дети поочередно бросают кубик и вместе изображают разные настроения. Речевое сопровождение к игре: «мы умеем удивляться, мы умеем огорчаться, мы умеем обижаться, мы умеем улыбаться».
Волшебные артикуляционные логопедические кубики.
Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата как подготовительный этап в постановке деффектных звуков.
Игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры:
Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ-картинка, которого выпал. Для достижения наибольшей эффективности на одном кубике компонуются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков – для свистящих, шипящих или сонорных звуков. Например: «улыбочка», «заборчик», «горочка», «качели», «чистим зубки», «вкусное варенье» - кубик артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков. Применение логопедических кубиков в коррекционной работе можно сопровождать стихами. Например, озвучить, выпавший на кубике символ-картинку артикуляционного упражнения - «на качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз», «язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, почти круглая она; в рот ее ты занеси и края к зубам прижми».
Волшебные логопедические кубики для построения предложений.
Цель: развитие связной речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование навыков согласования слов в предложении.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры:
В данной игре используется несколько кубиков. Игра может сопровождаться наводящими вопросами взрослого. Сначала ребенок выбирает предмет лил объект (- Кто или что это?), о котором будет рассказывать. Затем описывает действие (- Что делает?), которое происходит с данным предметом. Далее дополняет предложение признаками в зависимости от содержания повествования (- Какой? Какая? Какое?). Ребенок выбирает необходимую картинку-символ на кубике, как бы «записывая» предложение с помощью картинок-символов. Тут же формируется навык ориентировки в пространстве, выкладывания схемы слева направо.
Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка употребления предлогов в речи.
Цель: развитие грамматически правильной речи, формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры:
Ребенок бросает кубик и составляет словосочетание или предложение с тем предлогом, символ которого выпал на грани кубика. Либо подбирает нужный символ предлога к уже готовому словосочетанию или предложению с предлогом.
Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка звукового анализа - определения места заданного звука в слове.
Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка звуко-слогового анализа слов.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры:
Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте подбирают нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке.
Волшебные логопедические кубики для формирования фонематического слуха – навыка подбора слов на заданный звук.
Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка подбора слов на заданный звук.
Пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Применение: индивидуальная или подгрупповая формы работы.
Вариант игры:
Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к символу звука, который выпал на грани кубика. Либо в другом варианте игры подбирают нужный символ к группе картинок на определенный звук.
Применение данной технологии в коррекционной логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи как самостоятельного методического пособия поможет развить инициативность воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Статья про сесорную комнату...
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»
Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....
Использование элементов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
В текстовом документе и сопровождающей её презентации приводятся примеры использования элементов Су-джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
На сегодняшний день мы наблюдаем увеличение числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет педагогов искать новые методы, инновации, способствующие улучшению развития звукопроизношения, пси...