Использование элементов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пахова Валерия Сергеевна

В текстовом документе и сопровождающей её презентации приводятся примеры использования элементов Су-джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.46 МБ
Файл Текстовый документ20.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа « Кудровский центр образования № 2» Использование элементов Су- Джок терапии в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи Презентацию выполнила: учитель-логопед – Пахова В.С.

Слайд 2

Обоснование темы Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Слайд 3

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова , К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова , Е.Ф. Соботович , И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская , О.Ю. Федосова и др. При стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: 1) Медицинское воздействие; 2) Психолого-педагогическую помощь; 3) Логопедическую работу: •подготовительный этап •выработка новых произносительных умений и навыков •выработка коммуникативных умений и навыков •преодоление или предупреждение вторичных нарушений •подготовка к обучению в школе

Слайд 5

Су- Джок терапия Это одно из направлений медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чжэ Ву . В переводе с корейского языка «Су» – кисть, « Джок » – стопа. Цель – коррекция речевых нарушений с помощью использования элементов Су- Джок терапии в работе с дошкольниками с ТНР. Задачи: - воздействовать на биологически активные точки по системе Су- Джок - развивать мелкую моторику -опосредованно стимулировать речевые зоны коры головного мозга

Слайд 6

Материалы для Су- Джок терапии Шар-ёжик (каштан) Металлические эластичные кольца

Слайд 7

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Приемы Су- Джок терапии Массаж эластичным кольцом. Помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Слайд 8

Правила проведения массажа Су- Джок 1. Воздействие должно быть приятным и не вызывать негативной реакции у ребенка. 2. Массаж проводить до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла. 3. Проводить массаж, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний. 4. Не оставлять надолго эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение. 5. Избегать интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.

Слайд 9

Используя элементы Су- Джок терапии, можно применить следующие методы и приемы: 1. Взаимодействие со сказочным персонажем . Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су- джок . 2. Словесные приемы . Потешки , прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки. 3. Игровые приемы . Занятие-игра, игровые упражнения. 4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации. 5. Практические действия . Массаж кистей и пальцев.

Слайд 10

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики Игровой комплекс «Фокусник» (повторяем слова и выполняем действия с шариком в соответствии с текстом) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк – Мяч летает между рук!

Слайд 11

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики Игровой комплекс «Дружные пальчики» (поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение) Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному ) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Слайд 12

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – элементы Су- Джок терапии могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су- Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат). Детям нравится массировать пальцы и ладони, играть с шариком «ёжиком». Су- Джок оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, активизирует речевое развитие детей. Достоинства Су- Джок терапии

Слайд 13

Области применения Су- Джок терапии Использование Су- Джок для развития общей моторики Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого: «Ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. Руки развести в стороны. Руки поднять вверх и переложить шар в другую руку. Руки развести в стороны. Опустить руки» и т.п. («Запрещенное движение», «Делай, как я») Использование Су- Джок для развития ориентировки в пространстве, внимания и памяти «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»- ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции. «Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай» «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»

Слайд 14

Использование Су- Джок для совершенствования навыков употребления предлогов На столе коробка. По инструкции взрослого ребенок кладет шарики соответственно: красный В коробку, синий ПОД коробку, зеленый ОКОЛО коробки. Затем наоборот – ребенок должен описать действия взрослого: достать ИЗ коробки, спрятать ПОД коробку и т.д. Использование Су- Джок для развития фонематического слуха Покажи шарик, услышав заданный звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет. Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком. «Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой» «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»

Слайд 15

Использование Су- Джок для развития навыков звукового и слогового анализа «Раз, раз раз, слово выложим сейчас» - выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су- джок . «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай” Использование Су- Джок для совершенствования ЛГСР «Шарик кати – слово говори»: игры с перекатыванием массажера друг другу - взрослый катит массажер по столу ребенка, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе («Один- много», «Назови ласково», «Скажи наоборот»)

Слайд 16

Использование Су- Джок для обучения грамоте Характеристика звука («Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»)- шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука: красный - для гласных; синий с колечком - для звонких твёрдых согласных; синий без колечка - для глухих твёрдых согласных; зелёный с колечком - для звонких мягких согласных; зелёный без колечка - для глухих мягких согласных. Связь звука с буквой («Буквы знаю и пишу…») - прокатывание шариком по написанной букве; написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, по ладошке)

Слайд 17

Использование Су- Джок при автоматизации звуков «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори» Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш На правой руке : Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткой друзья. (мизинец) На левой руке : Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Слайд 18

В результате использования Су- джок терапии: осуществляется благоприятное воздействие на весь организм; стимулируются речевые зоны коры головного мозга; развивается координация движений и мелкая моторика; развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Слайд 19

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Архипова Е.Ф, Стертая дизартрия. – М.: Астрель , 2007. Архипова Е.Ф, Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: Астрель , 2008. Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: Союз, 2005. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 Список использованных источников



Предварительный просмотр:

Тема: «Использование элементов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи»

Слайд 1: Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрия. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и группы компенсирующей направленности для данной категории детей. В нашем саду с 1 сентября 2021 года функционирует две таких группы – старшая и подготовительная. Мы работаем на подготовительной группе и подавляющее большинство наших детей, согласно заключениям ТПМПК, имеют диагноз ОНР (III ур.), стертая дизартрия.

Слайд 2: Для детей со стертой дизартрией характерны: полиморфное нарушение звукопроизношения, т.е. страдают звуки разных фонетических групп, отмечаются множественные замены, искажение и отсутствие звуков; все дети демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации, что оказывает негативное влияние на овладение звуковым анализом; недостатки просодической стороны речи; трудности при усвоении слов различной слоговой структуры; бедность словаря; лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер; невозможность связного высказывания; наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук, недостаточно развита кинестетическая чувственность в области артикуляции (не могут найти правильную артикуляционную позу).

Слайд 3:Основоположники учения о дизартрии, определяя пути клинико-педагогической  реабилитации, рекомендовали комплексный подход в коррекционных мероприятиях.

Этот комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока. Первый блок — медицинский, который определяет врач-невролог. Включает медикаментозную терапию, ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и др. Второй блок — психолого-педагогический, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями и родителями. Включает упражнения на развитие сенсорных функций, пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Третий блок — логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Может включать в себя пять этапов, которые представлены на слайде. Первый подготовительный этап направлен на нормализацию мышечного тонуса, моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голоса, просодики, и конечно же, на нормализацию мелкой моторики рук.

Слайд 4: На наш взгляд, развитие мелкой моторики рук выступает важнейшим направлением работы на подготовительном этапе логопедического воздействия. Так как многими исследователями подчеркивается, что целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками.

Слайд 5: На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Практический материал делится на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. 

Слайд 6: В коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца.

Слайд 7 – 9.

Слайд 10 - 11: Формы работы с Су-Джок самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Помимо представленных на слайдах игр, существует и множество других, например комплекс «Разминка», «Здравствуй, мой любимый мячик!», пальчиковая гимнастика «Мячик-ежик», сказка «Ежик на прогулке» и др.

Слайд 12.

Слайд 13-17.

Слайд 18: Таким образом, элементы Су-Джок терапии можно и нужно использовать в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, так как она развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя активизации речи. Дети активно включаются в игру с яркими и колючими шариками. Но нельзя забывать, что Су-Джок терапия – это только вспомогательная техника. Она проводится параллельно со всеми другими видами логопедической коррекции: дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикой, автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые с...

"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....

Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Данный материал раскрывает роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

«Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Использование игровых пособий - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено авторское пособие, направленное на работу над зв...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....

Использование элементов Cу-Джок терапии в работе логопеда

Как приятно слушать, когда ребенок понятно и красиво что-то рассказывает! Когда речь журчит как реченька волей-неволей слушаешь такого ребенка, проявляешь к нему интерес. И сам ребенок расцветает от в...