Междисциплинарный подход к коррекции ОНР в практике учителя-логопеда
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnyy_podhod-vorontsova.pptx | 72.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Междисциплинарный подход – совместная работа команды специалистов в области психологии, педагогики и медицины. Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия среди членов команды, в нахождении общего профессионального языка и развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно».
Взаимодействие в работе начинается с психолого-педагогического обследования, которое проводится специалистами ДОУ. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. Решая общие задачи, специалисты не подменяют друг друга, каждому из них предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов обследования.
Применение междисциплинарного подхода происходит: на этапе оценки ребенка и его семьи (как ресурса его развития). Совместные обсуждения позволяют избежать дублирования сбора анамнеза разными специалистами (они задают лишь специфические уточняющие вопросы), и помогает составить системное представление о ребенке. на этапе составления программы. Знания специалистов разных областей дают больше рабочих гипотез и помогают выделить приоритетное направление в коррекции и развитии ребенка, с учетом его ресурсов, потребностей и интересов. совместная оценка эффективности проведения программы. Успешное функционирование команды возможно в условиях единого «образовательного» и терминологического поля. Отработка командного взаимодействия - непростой процесс, требующий, в том числе и «личностной притирки» специалистов команды
Состав команды: Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель
Учитель-логопед Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).
Педагог-психолог Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Воспитатель Контроль за речью детьми на занятиях и во время режимных моментов Развитие мелкой моторики Индивидуальные занятия с детьми во второй половине
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом З аключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей.
В иды упражнений: - закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); - повторение стихотворений , рассказов; - упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; - активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы .
Инструктор по физической культуре Развитие общей моторики и координации движения. Развитие дыхания
Музыкальный руководитель Работа над темпо-ритмической стороной речи Логоритмика. Постановка дыхания. Постановка голоса. Развитие пластики движений.
«Дневник индивидуального сопровождения ребёнка» В дневнике отражено расписание занятий специалистов, результаты диагностики (каждого специалиста включённого в команду), и непосредственно сам дневник, в котором отражены дата занятия, тема занятия и результаты. Удобство дневника в том, что всегда можно посмотреть, чем на данном этапе занимается с ребёнком каждый член команды и возможно подкорректировать свою работу. В дневнике также обозначен ответственный специалист, отвечающий за координацию работы специалистов.
Таким образом , взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, педагога- психолога,разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.
Список литературы: 1.Белоусова М.В., Иванова Е.Е. учебно-методическое пособие «Речевые нарушения в раннем дошкольном возрасте: междисциплинарный подход» Казань 2012г.,40 стр . 6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М., 2000. - 76 с . Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) /B. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М., 1998 . Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В....
Интернет-пространство. Современные подходы к распространению передового опыта работы учителя-логопеда ДОУ
Использование интернета для распространения передового опыта работы учителя-логопеда...
Использование техники ниткография в практике учителя-логопеда.
Кружковая деятельность по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи....
Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".
В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и эмоциональ...
использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...