Эффективные методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Бабенко Нина Юрьевна

В статье предлагаются эффективные нетрадиционные методы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с  ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«  Эффективные  методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ»

 Тяжелые нарушения речи сопровождают человечество на протяжении всей его многовековой истории. Ведь, как известно, вначале было слово…
А если есть возможность говорить, то, безусловно, существуют и различные аномалии, связанные с этим процессом. Да, тяжелые нарушения речи стары, как мир. И подтверждение тому – труды древних греков и римлян, в чьих традициях очень почитались ораторское искусство и изящная словесность

 По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. «… практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.»  

   Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов.  ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы.  Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. К ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ,  которая включает детей с ТНР, занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка. Логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы.

     Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. Логопед является компасом при разработке данной программы,  в которой  необходимо учесть тесное сотрудничество с педагогами   а также родителями каждого ребёнка, которые становятся участниками коррекционного логопедического процесса.   

    Большинство дошкольников   с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Дети с ТНР испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы. Зрительное восприятие, внимание, память, особенно вербальная, мышление у детей с ТНР значительно отстают от возрастной нормы. Эти дети с трудом ориентируются в пространстве, и интеллектуальные способности их развиты неравномерно.  

   Так как игра--  основной вид деятельности у дошкольников, то ведущим в организации индивидуальных и подгрупповых занятий является игровой методом.

  Чтобы заинтересовать детей нужны нестандартные подходы,   инновационные технологии, использование нетрадиционных методов и приёмов, оптимизирующих процесс коррекции речи у детей с ОВЗ, способствующих оздоровлению всего организма. Такими методами является –игро-,  -сказко-,су-джок- терапия, кинезиологические упражнения, логоритмика. Эти технологи развивают мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, улучшают психоэмоциональное состояние детей.  Каждый из нетрадиционных игровых методов предполагает достижение определённых целей. Так сказкотерапия у детей с ТНР наряду с активностью и самостоятельностью развивает творчество детей, эмоциональность, добрые чувства, вызывает интерес и мотивацию к обучению, одновременно решая логопедические проблемы в автоматизации поставленных звуков, обогащении словаря, развитию просодической стороны речи: тембра, голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Развивается диалогическая и монологическая речь ребёнка. Кинезиологические упражнения развивают не только мелкую моторику рук, синхронизируя межполушарные связи, а значит и речь, и память, и внимание, и мышление ребёнка. Су-джок терапия—это «дистанционное управление» в поддержке здоровья всего организма.  Логоритмика  создаёт положительно эмоциональный фон, снимает тревожность, неуверенность, развивая артикуляционный и дыхательный аппарат, стимулируя речевую и двигательную активность детей. Эффективность применения нетрадиционных игровых методов во многом зависит от их сочетания с традиционными методами коррекции. Альтернативные методы и приёмы помогают коррекционно-логопедический процесс делать более интересным и продуктивным. При организации коррекционно- логопедического воздействия необходимо не  только  осуществлять индивидуальный подход, оказывая поддержку каждому ребёнку, но и непременно создавать ситуацию успеха, не упрощая при этом материала. Необходимо чередовать различные виды деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение. И поэтому в эффективности решения этих сложнейших задач, в достижении поставленных целей играют важнейшую роль профессионально-личностные  качества логопеда, который работает с детьми с ОВЗ: это прежде всего педагогический оптимизм, милосердие, эмпатия, толерантность, и конечно, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции.

     Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы коррекционно-логопедической работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста

В материале представлена структура группового сюжетно-тематического комплексного  занятия  и использование ИКТ в работе логопеда....

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, раз...

Творческий отчет на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Творческий отчетв рамках программы «Школа методического мастерства. С инициативой в образование»на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»...

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования  в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя  с детьми с ОВ...

Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.

Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.  Составила Фадеева Я.А          Для успешной коррекционной логопедической раб...