Выступление на педагогическом совете с темой "Словесно-логическое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Савина Надежда Александровна

Выступление на педагогическом совете, на родительском собрании с темой: "Словесно-логичесое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы" К выступлению предлагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.02 КБ
Файл slov_log.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

 Развития словесно-логического мышления у детей с ОНР в системе коррекционной работы.

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного произношения, грамматически правильной речи, словарного запаса, но и развитие словесно-логического мышления.

Ни у кого  не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человек быстро и эффективно принимать решения зависит  успешность его учебы, карьеры социальное положение. Нет ни одного вида деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы логическое мышление.

Мышление – 3 видов (наглядно-действенное, наглядно-образное, и словесно-логическое) Так вот словесно-логическое мышление - один из видов мышления, который связан с речью.

У большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Поэтому одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребенка. Для реализации этой задачи я включаю дидактические игры и задания на развитие словесно-логического мышления не только в содержание фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, но и рекомендую их использовать на  занятиях, которые проводит воспитатель, а также в различных режимных моментах (например, при наблюдении за явлениями природы, во время прогулок, при чтении детской художественной литературы, в свободное время, в ходе бесед с детьми.

На логопедических занятиях я  могу использовать указанные задания и упражнения по своему усмотрению на любом этапе: начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов

Слайд №3

 Так, например, на занятии по формированию правильного звукопроизношения, можно взять предметные картинки на изучаемый звук. Игра  “4-лишний”, “Назови одним словом”. Учу детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.

 При произношении звука М, воздушная струя встречает преграду. Сделай вывод? Значит звук М…. Следует заметить, что в начале обучения некоторые игры необходимо проводить с опорой на наглядность, позже от нее следует отказаться.

Слайд №4

Целесообразно использовать загадки, отгадывание которых  будет способствовать развитию мыслительных операций.  Однако при подборе загадок я  учитываю, что некоторые из них, хорошо всем известные, (например, “Зимой и летом одним цветом”) не побуждают ребенка думать, а лишь заставляют давать ответ автоматически.

Часто на логопедических занятиях использую не только общеизвестные или авторские загадки, но и загадки, составленные мной  или даже детьми (такой вид работы часто применяется на занятиях по составлению описания предметов):

Маленький, беленький, в лесу живет. (Заяц)

Круглый, оранжевый, ароматный, состоит из долек. (Апельсин)

Наиболее трудно детям с ОНР даже в подготовительной группе дается объяснение смысла пословицы или поговорки. Поэтому такой вид заданий для развития словесно-логического мышления следует использовать лишь во вторую половину  года обучения. Для того  чтобы научить воспитанников понимать и объяснять пословицы и поговорки, необходимо использовать их в хорошо знакомой и понятной детям ситуации. Это может делать воспитатель в ходе различных режимных моментов. Например, ребенку, который спешит поскорее выполнить свою работу и при этом не старается, можно сказать: “Поспешишь – людей насмешишь”.

На этапе физкультминутки возможно использовать разнообразные игры с мячом.  «Трик -трак это не так» и т.п., не только позволят детям активно отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой, но и параллельно будут способствовать активизации мыслительных процессов, формированию лексико-грамматических представлений.

На занятиях по формированию фонетической стороны речи одним из обязательных этапов является проведение звукового, звукослогового и звукобуквенного анализа. Этот вид работы также способствует развитию и совершенствованию аналитико-синтетической деятельности.

Слайд №5

На занятиях по развитию связной речи большое место отводится работе по серии сюжетных картин. Детям предлагаю ряд картинок, предлагаю расставить по порядку, тут же включаю вопросы, способствующие развитию словесно-логического мышления. Например, тема: “Составление рассказа по серии сюжетных картин “Зима”. На данном занятии целесообразно задать детям вопросы (которые  будут способствовать установлению причинно-следственных связей, помогут детям разобраться в последовательности событий)      «Какое время года до зимы? Какое время года после зимы?+»

Хочется также отметить, что любое занятие, как логопеда, так и воспитателя должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей. Взрослый должен так задавать вопрос или ставить перед ребенком какую-либо задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций (“Почему?”, “Так ли это?”, “Правильно ли ответил Дима?”, “Как ты считаешь?”)

Богатую пищу для развития словесно-логического мышления дают любимые всеми детьми сказки (“Почему Снегурочка летом грустила, а зимой нет?”, “Можно ли сказать, что одна Мышка вытянула репку?” т.п.).

К работе по развитию словесно-логического мышления  необходимо привлекать и родителей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече нужно рассказать об особенностях развития психических процессов детей с речевыми нарушениями, разъяснить, каким образом родители в домашних условиях, играя и занимаясь с ребенком, могут развить его психические процессы, в том числе и словесно-логическое  мышление.

Таким образом, только планомерная систематическая работа, совместные усилия педагогов и родителей могут дать положительные результаты, развития словесно-логического мышления, повысить уровень интеллектуального развития ребенка и подготовить его к дальнейшему обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Савина Н.А. Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР в системе коррекционной работы.

Слайд 4

Отгадывание загадок: Маленький, беленький в лесу живет, зимой веточки грызет? Лесной житель, передние лапы короче, чем задние? Круглый, оранжевый, ароматный, состоит из долек?

Слайд 8

Развитие словесно-логического мышления повышает уровень интеллектуального развития ребенка и подготовит его к дальнейшему обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»

Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....

выступление на педагогическом совете:"Сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей в ДОУ"

Важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярны...

Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....

Выступление на педагогическом совете. Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников.

АЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....

Выступление на педагогическом совете:«Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности»

В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качест...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...