РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А 2019-2020 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podg.gr_mushkovoy.docx | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №73»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Н.С.Комиссарова
Приказ № ___ от __
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
МУШКОВОЙ Е.А
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)
Принято
Протокол педагогического совета №
Мурманск 2019 г.
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка | 3 | |||
1.1. Цель и задачи логопедической деятельности | 3 | |||
1.2. Характеристика контингента воспитанников | 4 | |||
1.3.Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет 1.4. Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры II. Содержательный раздел | 5 | |||
2.1.Содержание логопедической деятельности | 5 | |||
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет | 8 | |||
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности | 8 | |||
2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы | 1 | |||
2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников III.Организационный раздел | 1 | |||
3.1.Организация предметно – пространственной развивающей среды | 1 | |||
3.2.Материально- техническое и методическое обеспечение | 1 | |||
1 | ||||
Приложения | ||||
Приложение 1«Речевая карта от 4 до 7 лет»; | ||||
Приложение 2 Годовой план учителя-логопеда | ||||
I. Раздел целевой
Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с II и ІІІ уровнем речевого развития, принятых в логопедическую группу на два года, рассчитана на один учебный год.
1.1. Цели и задачи логопедической деятельности
Целью данной рабочей программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе (6-7 лет) для детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- устранение дефектов звукопроизношения (артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структурыслова)
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей 6-7лет с ОНР.
- формирование грамматического строяречи.
- развитие связной речи и речевого развития детей 6-7лет.
- развитие коммуникативности, успешности вобщении.
- подготовка к обучениюграмоте.
- организация участия родителей в образовательномпроцессе.
Данная программа позволит наиболее рационально организовать работу в подготовительнойгруппе для детей с ОНР, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.2. Характеристика воспитанников
Группу посещают 6 детей с нарушениями речи:
ОНР –I- нет детей
ОНР – II-нет детей; ОНР- III- 6 детей;
Второй уровень речевого развития.(ОНР II). Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
- смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);
- нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
- в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);
- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Дошкольники с третьим уровнем речевого развития.(ОНР-III) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является следующее:
1. Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаше это относится к замене соноров.
3. Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно.
4. Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимозаменяем их. Это нередко касается свистящих, шипящих звуков, соноров и звуков ль, г, к, х - при этом может наблюдаться искажение артикуляции некоторых фонем (меж- зубное произношение свистящих, горловое р и др.).
5.У детей отмечается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы- и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к – г- х - т - д - дъ - й, которые у дошкольников с нормальным развитием речи формируются достаточно рано.
6.Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированной процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. 7.Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, подбор слов, начинающихся на заданный звук) обнаруживается смешение заданных звуков и с другими, менее сходными. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи
.8 Диагностическим показателем описываемого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Отмечаются, прежде всего ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов.
9.Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Типичными для детей являются персеверации слогов, антиципации; добавление лишних звуков и слогов. Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Так, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечения согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение при стечении согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер. На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это отчетливо проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница). Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним призна- кам {подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают. Они не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой), плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный. Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни — дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки — завязать чтобы; шланг — пожар гасить; продавец — тетя вешает яблоки. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой — маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький — помалюскин стул; деревко, ведречко, мехная шапка, глинный кувшин, деревкин стул, стеклянная ваза. Много ошибок они допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает, вместо пришивает — шьет). Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов. Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание; замена. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.9 Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Таким образом, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей и пр. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.
1.3. Мониторинг речевого развития
Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 1, 2 недели сентября, промежуточный -в январе, итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева «Речевая карта от 4 до 7 лет» (приложение №1).
Выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном плане коррекционной работы. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).
1.4. Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР).
Логопедическая работа
Ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий),умеет их воспроизводить;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
- владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям ит.п.);
- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;
- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие
Ребенок:
- обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток(утро, день, вечер, ночь);
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
Речевое развитие
Ребенок:
- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
- объясняет значения знакомых многозначных слов;
- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
- обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамото
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.
Учебный год длится в средней логопедической группе с 1 сентября по 1 июня. 3 недели сентября отводится всем специалистам для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы и разрабатывание коррекционных образовательных маршрутов на воспитанников. В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660-10)
В подготовительной к школе группе, логопедом проводятся занятия фронтальные и подгрупповые следующих видов:
- по накоплению словаря и формированию лексико-грамматических
средств языка -1 занятия в неделю
-по развитию связной речи -1 занятие в неделю
- по подговке к обучению грамоты грамоты - 2 занятие в неделю
Логопедическая НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
II период – декабрь, январь, февраль
III период – март, апрель, май.
Начиная с июня, логопед проводит только индивидуальную работу.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 6 до 7 лет, определёнными СанПин2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.
В начале учебного составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)
Таблица 1
День недели | Непосредственно-образовательная деятельность |
Понедельник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Вторник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Среда | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50 -11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Четверг | 15.00-18.30 Индивидуальная логопедическая деятельность. |
Пятница | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00 – 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50 -11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность |
Распределение количества непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области
«Речевое развитие»:
ОО «Речевое развитие» | Количество по периодам | Всего: | ||||||
I период сентябрь, октябрь, ноябрь | II период декабрь, январь, февраль | III период март, апрель май | ||||||
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | Пофакту | По плану | По факту | |
Фонетическое (Обучение грамоте) | 30 | 32 | 36 | 98 | ||||
Развитие л/г категорий и связной речи | 10 | 11 | 12 | 33 | ||||
Звукопроизношение | 20 | 22 | 24 | 66 | ||||
Всего: | 60 | 65 | 72 | 197 |
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.
По форме логопедическая деятельность делится на подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.
Групповые формы организации (продолжительность до 25 мин.) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД– воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи и обучения грамоте. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.
В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 34 темы (см. таблица 4).ТАБЛИЦА 4
2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
В логопедической группе учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2019 – 2020 учебный год (см. таблица 5).
Таблица 5
Формы и методы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Индивидуальные встречи с родителями | Заполнение речевых карт, беседа о здоровье и речевом развитии ребенка летом, его отдыхе и т.д. | Сентябрь |
Анкетирование родителей | Определение степени готовности родителей к участию в коррекционном процессе. Изучение удовлетворенности родителей коррекционно- образовательными услугами. | Сентябрь |
Групповое родительское собрание | Тема: «Цели и задачи учебного года» | Октябрь |
Индивидуальные консультации (по приглашению) | Информировать родителей об успехах, динамике речевого развития ребенка | В течение года |
Экран звукопроизношения | Информация - этап звукопроизношения | В течение года |
Индивидуальный практикум | Правильное произношение поставленных звуков, их автоматизация, контроль над речью ребенка | В течение года |
Проведение праздников | Подбор речевого материала, разучивание стихов, текстов, песен | Ноябрь, декабрь, март, май |
Домашние логопедические задания | Закрепление знаний дома с родителями по лексической теме недели | Еженедельно |
Индивидуальные консультации (по личному обращению) | Беседа, рекомендации и советы логопеда по проблеме и успехам ребенка | В течение года |
Групповое родительское собрание | Тема: «Цели и задачи учебного года»; «Динамика речевого развития детей»; «Итоги работы за учебный год». | Январь |
Информационный стенд | «О логопедических домашних занятиях»; «Делаем дыхательную гимнастику правильно!»; «Поговорим о связной речи»; «Как пополнять словарный запас у детей 6 – 7 лет»; «Играем и развиваем грамматический строй речи»; «На зарядку с язычком: упражнения для детей среднего возраста». | Ежемесячно |
Мониторинг речевого развития ребенка | Индивидуальное консультирование родителей по результатам итогового логопедического обследования | Май |
III.Организационный раздел
3.1. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательнаясреда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой Н.В.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано магнитно-маркерной доской, двумя учебными столами, стульями на каждого ребенка.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Материалы по коррекции звукопроизношения;
- Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
- Материалы по развитию фонематических процессов;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
3.2.Материально-техническое и методическое обеспечение
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.: Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»; Москва 2008 г.
2.Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» 3. -О.Гомзяк конспекты фронтальных занятий 6-7 лет 4.-О.Гомзяк конспекты занятий по развитию связной речи 6-7 лет
5.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР»;
6.Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 4 до 7 лет)»;
7.Н.В. Нищева Комплекты рабочих тетрадей для старшей логопедической группы;
8.Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
9.Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
10. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», М: Издательство «Гном и Д», 2001;
11. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М. 1998.
12. Смирнова Л.И. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика Синтез», 2006 –80с.
13. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова (Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6лет). Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: 2001.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в средней группе для детей с общим недоразвитием речи.
15. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96с.
16. Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 72с.
17. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 80с.
18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997. – 112с., 33л. ил.: ил.
19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1998. – 32с.
20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС , 1998. – 32с. + Вкладка.
Перечень документации учителя-логопеда
- Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
- Годовой (перспективный) план работы на 2017-2018 учебный год;
- Индивидуальные речевые карты;
- Индивидуальные программы логопедической работы;
- Календарно-тематическое планирование;
- План индивидуальной логопедической работы;
- Тетрадь по взаимодействию с воспитателями;
- Паспорт логопедического кабинета .
Журналы:
«Журнал обследования»
«Журнал учета движения детей»
«Журнал учета посещаемости детей»
«Журнал учета индивидуальных занятий»
«Консультаций с родителями»
Приложение 2
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 6-7 лет с ОНР, на 2019-2020 учебный год
(Образовательная область по ФГОС ДОО «Речевое развитие»).
Направления работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль) | III период обучения (март, апрель, май) |
Развитие общих речевых навыков | 1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата; 2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки); 3.Работа по формированию диафрагмального дыхания; 4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей; 2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики); 2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков; 3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. |
Работа над слоговой структурой | 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост); 2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик); | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). | 1.Закрепление слоговой структуры двухсложных; |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по34 темам | Расширение и уточнение словаря по34 темам: | Расширение и уточнение словаря по 34 темам: |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода). | 1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа; 2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; 3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут); 4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои; 6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 7.Согласование числительных два и пять, десять с существительными. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний существител. в единственном и множественном числе; 2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; 3.Согласование существительных с числительными; 4.Образование названий детёнышей животных; 5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; 7.Уточнение значения предлогов (в, на, под, над, у, за, из-за, из-под, около, перед, в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами. | 1.Образовывать и употреблять существительные в И.П. ед. и мн.ч. 2.Употреблять существительные в косвенных падежах 3.Согласовывать прилагательные с существительными ед.ч. 4.Употреблять предложно-падежные конструкции. 5.Потреблять числительные 2-10 с существительными 6.Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами 7.Образовывать названия детенышей животных. |
Развитие связной речи | 1.Составление простых распространённых предложений; 2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; 3.Обучение составлению описательных рассказов. 4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений); 5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы; 2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин; | 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта; 2.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №73»
Годовой план работы учителя-логопеда
Мушковой Е.А.на 2019-2020 учебный год
г. Мурманск 2019
Цель:своевременное выявление и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи.
Задачи:
-Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности воспитанников.
-Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у воспитанников, зачисленных в логопедические группы.
-Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий по воспитанию правильной речи у детей.
-Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
-Усиление взаимосвязи логопеда с воспитателями, родителями с целью улучшения результативности коррекционной работы.
Приоритетные направления деятельности:
- совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
- структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
- систематизация учебно-методического материала.
№ п/п | Содержание работы | Цель | Категория | Сроки проведения | Контроль |
1. Организационное направление | |||||
1. | Подготовка кабинета к новому учебному году. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | до 10.12.2019г. | кабинет, паспорт кабинета |
2. | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года. | Организация коррекционно-образовательного процесса. | логопед | с 10.12 – 15.01.2020г. с 15.05 – 31.05.2020г. | документация |
3. | Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией. | Организация коррекционно-образовательного процесса. | логопед | с 01 по 15 сентября | графики работы |
4. | Оформление логопедического уголка и обновление материала для педагогов и родителей на стендах и уголка логопеда. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | ежемесячно | логопедический уголок |
5. | Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | ежемесячно | логопедические уголки |
6. | Изготовление наглядности для оформления логопедического кабинета. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | в течение года | наглядность |
7. | Составление индивидуальных коррекционных планов. | Проведение коррекционной работы с учетом речевого заключения и индивидуальных психофизических особенностей детей. | логопед | до 01.10.2017г. | индивидуальные планы работы |
8. | Продолжение работы по накоплению специальных коррекционных материалов для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | Повышение эффективности коррекционной работы. | логопед | в течение года | |
9. | Анализ коррекционной работы | Эффективность коррекционной работы. | логопед | С 15.05 -30.05.2020г. | отчет о проделанной работе |
2. Диагностическое направление | |||||
1. | Углубленное обследование детей подготовительной школе логопедической группы | Выявление уровня развития речи детей | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь | речевые карты |
2. | Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей | Выявление уровня развития | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь | речевые карты |
3. | Мониторинг речевого развития | Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции | дети подготовительной к школе логопедической группы | сентябрь январь май | индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий |
4. | Экран звукопроизношения | Отслеживание динамики развития речи в процессе коррекции | Дети и родители группы | сентябрь декабрь апрель | |
5. | Анкетирование | Результативность работы логопеда | родители детей логопедической группы | октябрь февраль май | |
6. | Первичное обследование детей Ранняя диагностика детей младшего дошкольного возраста | Выявление детей с проблемами в развитии речи. Выявление детей с проблемами в развитии речи. | дети вторых младших групп | октябрь апрель | характеристика речевого развития ребенка, карта экспресс-диагностики. |
7. | Обследование детей по запросу воспитателей и родителей | Выявление детей с проблемами в развитии речи. | дети средних, старших и подготовительных групп | в течении года | речевая карта |
3. Коррекционно-развивающее направление | |||||
1. | Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений | Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии | дети подготовительной к школе логопедической группы | ежедневно | индивидуальные папки, расписание и план индивидуальных занятий |
2. | Подгрупповые занятия -по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; -по формированию фонетико-фонематической стороны речи; -по подготовке к обучению грамоте | Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка, Развитие памяти, внимания. Развитие мелкой моторики. Формирование лексико-грамматической стороны речи. Развитие связной речи. Развитие графомоторных навыков. | подготовительная к школе логопедическая группа | сентябрь – май | календарно-тематический план, конспекты подгрупповых занятий. |
4. Профилактическое направление | |||||
1. | Обследование детей младшего дошкольного возраста | Предупреждение речевых нарушений. | дети 3-4 лет | по запросу родителей и воспитателей | журнал профилактического осмотра |
2. | Оформление «Логопедического уголка» | Профилактика речевых нарушений. | родители массовых групп | ежеквартально | стендовые листы |
5. Просветительское направление | |||||
1. | Родительское собрание: «Мы пойдем в первый класс». | Знакомство с организацией и содержанием коррекционной работы по развитию речи в подготовительной логопедической группе. | родители детей логопедической группы | сентября | Выступление на собрании. |
2. | «Динамика речевого продвижения каждого ребенка» | Знакомство с результатами речевого развития Подведение итогов | родители детей логопедической группы | декабрь | |
3. | «Итоги коррекционной работы за год» | Коррекционной работы за год | родители детей логопедической группы | май | |
4. | Открытые логопедические занятия | Показ родителям последовательность и особенность выполнения упражнений с детьми. | Родители детей логопедической группы | октябрь февраль апрель | перспективный план работы с родителями, конспекты |
5. | Тренинг: «Игры и упражнения на развитие графомоторных навыков» | Готовим руку к письму | родители детей логопедической группы | ноябрь | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
6. | Тренинг: «Играем в слова» | Развиваем навыки словообразования | родители детей логопедической группы | январь | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
7. | Тренинг: «Как научить детей придумывать рассказы» | Игры для развития мышления, творческий способностей. | родители детей логопедической группы | март | перспективное планирование работы с родителями, выступление |
8. | Стенд«Нарушения речи» Общее недоразвитие речи. | Знакомство родителей с речевыми нарушениями | родители детей логопедической группы | сентябрь | папка-передвижка |
9. | Стенд «Звуковой анализ» | Методика работы по звуковому анализу | родители детей логопедической группы | декабрь | папка-передвижка |
10. | Стенд «Совместное чтение» | Знакомство родителей с литературой для детского чтения | родители детей логопедической группы | апрель | |
11. | Папка-передвижка «Предупреждение нарушений письма» | Игры на развитие фонематического слуха | родители детей логопедической группы | декабрь | папка-передвижка |
12. | Папка-передвижка «Правильное речевое дыхание» | Типы дыхания, игры на дыхание | родители детей логопедической группы | март | папка-передвижка |
13. | Папка-передвижка «Готовимся к школе» | Критерии готовности к школьному обучению | родители детей логопедической группы | май | Папка-передвижка |
14. | Оформление логопедического стенда по лексическим темам | Речевой материал по темам | родители детей логопедической группы | еженедельно | Информационные листы |
15. | Родительский университет: «Игры на развитие фонематического слуха. Речевые тренинги для взрослых и детей» | Игры на развитие фонематического слуха. | родители детей логопедической группы | апрель | папка-передвижка |
16. | Выступления на педагогических советах: -Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР; -Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии. | Просвещение воспитателей по вопросам логопедии | воспитатели МБДОУ | в течение года | план работы МБДОУ, выступление, презентация. |
17. | Участие в городском методическом объединении. | Участие | специалисты | в течение года | план работы методического объединения |
6. Консультативное направление | |||||
1. | Консультации для родителей: -Обучение грамоте дошколят -Что нужно знать о прикусе -Упражнения для язычка -В гостях у свистящих -Организуем обучение дома. Эффективные методы и способы организации -Речь и мышление | Оказание помощи родителям | родители детей логопедической группы | Октябрь Ноябрь Январь Февраль Март | перспективное планирование с родителями, выступление |
2. | Индивидуальные беседы консультации | Взаимосвязь с родителями в процессе коррекционной работы | родители логопедической группы | по мере необходимости | журнал учета консультаций |
3. | Индивидуальные консультации для воспитателей (по запросу воспитателей по вопросам коррекции). | Повышение эффективности коррекционной работы | воспитатели | по мере необходимости | журнал учета консультаций |
7. Диагностическое направление | |||||
1. | Вывод детей логопедической группы | Уровень речевой готовности | логопед | май | протокол пмпк |
2. | Анализ работы | Подведение итогов работы за учебный год | логопед | май | отчет о проделанной работе |
8. Повышение уровня квалификации | |||||
1. | Изучение новинок методической литературы. | Повышение уровня педагогических знаний | в течение года | тетрадь по самообразованию | |
2. | Мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, обмен опытом и т. д). | Повышение уровня педагогического мастерства | воспитатели, педагоги, логопеды, специалисты | анализ, отчет | |
3. | Принимать участие в работе совещаний, семинаров. | Повышение профессионального уровня, обмен опытом работы | по плану | по плану |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №73» ...
Рабочая программа учителя-логопеда для групп комбинированной направленности с ТНР для детей 5-6 лет
Цель и задачи реализации программыЦель программы: Оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи и поддержки детям с ТНР и их родителям(законны...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Опубликовано 15.08.2021 - 12:58 - Дяговец Инна ИвановнаНастоящая рабочая программа учителя-логопеда разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелы...