РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет». Автор Н.В. Нищева.
Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников МБДОУ д/с «Колокольчик» за последние три года, отмечена тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В МБДОУ д/с «Колокольчик» коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
Цель:
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr._onr_5_-6_let.docx | 77.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Принято на заседании педагогического Совета №1 от 29.08.2019 года | Утверждаю Заведующий МБДОУ Тацинского детского сада «Колокольчик» ____________ И.М. Храмкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
в рамках коррекционно – развивающей работы по реализации «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)» автор Н.В. Нищева, для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи на 2019 -2020 годы
составитель:
учитель –логопед
высшей квалификационной категории
Бабакова Т.Г
станица Тацинская
2019 год
Содержание
№п/п | Название | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. Цель | 3 |
1.2 | Задачи | 3 |
1.3 | Принципы | 3 |
1.4. | Нормативно-правовая база | 4 |
1.5. | Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР | 5 |
1.6 | Планируемые результаты | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ОНР 5 -6 лет | 8 |
2.2 | Условия реализации содержания | 9 |
2.3 | Методы и приемы работы с детьми 5 – 6 лет с ОНР | 12 |
2.4 | Особенности сотрудничества с семьями воспитанников (перспективный план взаимодействия с родителями). | 14 |
III | Организационный раздел | 18 |
3.1. | Расписание занятий | 18 |
3.2 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 19 |
3.3. | Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение) | 21 |
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 5 до 6 лет». Автор Н.В. Нищева.
Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи воспитанников МБДОУ д/с «Колокольчик» за последние три года, отмечена тенденция к увеличению количества речевых нарушений и изменению качества их развития. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В МБДОУ д/с «Колокольчик» коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
Цель:
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
1.2. Задачи:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации Общей образовательной программы.
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию консультативной и методической помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
1.3. Принципы:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета зоны ближайшего развития.
- Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.
1.4. Нормативно – правовая база
Рабочая программа создана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ Тацинского д/с «Колокольчик»:
- Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Уставом ДОУ
Срок реализации программы - 1 год.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 -6 лет с ОНР - III уровнем речевого развития
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. Д. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов), добавление слогов или слогообразующей гласной Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.6. Планируемые результаты работы с детьми 5 - 6 лет с ОНР - 3 уровня:
- ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми;
- эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен;
- пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме: ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь;
без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
- уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту: ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; согласовывает числительные с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
- уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает слоговую структуру слов;
- объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений
II | Содержательный раздел |
2.1Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ОНР
5 -6 лет.
Учебно – тематическое планирование работы с детьми 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня (старшая группа «Колоски»)
Дата | Форма работы | Объем в часах | Использование ИКТ |
03. 09.2019 06.09.2019 | Занятие № 1,2 (диагностические) | 2 | Презентация: дидактическая игра «Четвертый лишний» |
10.09.2019 13.09.2019 | Занятие № 3,4 (диагностические) | 2 | Программа «Говорилки» «Неречевые звуки» |
17.09.2019 20.09.2019 | Занятие № 5, 6, | 2 | Презентация «Артикуляционная гимнастика» |
24.09.2019 27.09.2019 | Занятие № 7, 8 | 2 | Программа «Говорилки» «Неречевые звуки» |
01.10.2019 04.10.2019 | Занятие № 9,10 | 2 | Презентация «Артикуляционная гимнастика» |
08.10.2019 11.10.2019 | Занятие № 11,12 | 2 | Мультимедийная презентация «Веселый язычок» |
15.10.2019 18.102019 | Занятие № 13,14 | 2 | Мультимедийная презентация «Веселый язычок» |
22.10.2019 25.10.2019 | Занятие № 15,16 | 2 | Презентация «Времена года» Осень. |
29.10.2019 01.11.2019 | Занятие № 17,18 | 2 | Программа «Говорилки» «Гласные звуки» |
05.11.2019 08.11.2019 | Занятие № 19,20 | 2 | Презентация « Игрушки» |
12.11.2019 15.11.2019 | Занятие № 21,22 | 2 | Презентация « Загадки» о животных |
19.11.2019 22.11.2019 | Занятие № 23,24 | 2 | Программа «Говорилки» «Согласные звуки» |
26.11.2019 29.11.2019 | Занятие № 25,26 | 2 | Программа «Домашний логопед» Автоматизация свистящих и шипящих звуков в стихах. |
03.12.2019 06.12.2019 | Занятие № 27,28 | 2 | Программа «Домашний логопед» Дифференциация шипящих и свистящих звуков в пословицах, поговорках. |
10.12.2019 13.12.2019 | Занятие № 29,30 | 2 | Программа «Говорилки» «Безголосые звуки» |
17.12.2019 20.12.2019 | Занятие № 31,32 | 2 | Презентация «Времена года» Зима. |
24.12.2019 27.12.2019 | Занятие № 33,34 | 2 | Программа «Говорилки» «Голосистые звуки» |
14.01.2020 17.01.2020 | Занятие № 37,38 | 2 | Программа «Говорилки» «Безголосые звуки» |
21.01.2020 24.01.2020 | Занятие № 39,40 | 2 | Презентация: дидактическая игра «Погрузи картинки в вагончики» |
28.01.2020 31.01.2020 | Занятие №41,42 | 2 | Презентация дидактическая игра « Четвертый лишний» |
04.02.2020 07.02.2020 | Занятие № 43,44 | 2 | Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков Ш, Ж, в пословицах и поговорках |
11.02.2020 14.02.2020 | Занятие № 45,46 | 2 | Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков С, З, Ц, в пословицах и поговорках |
18.02.2020 21.02.2020 | занятие№ 47,48 | 2 | Программа «Домашний логопед» Автоматизация звуков Р, Л в пословицах и поговорках |
25.02.2020 28.02.2020 | занятие№ 49,50 | 2 | Презентация « Детский сад», профессии |
03.03.2020 06.03.2020 | занятие№ 51,52 | 2 | Презентация «Мамин праздник» |
10.03.2020 13.03.2020 | занятие№ 53,54 | 2 | Презентация «Времена года» Весна. |
17.03.2020 20.03.2020 | занятие№ 55,56 | 2 | Презентация «Памятные места нашей станицы» |
24.03.2020 27.03.2020 | занятие№ 57,58 | 2 | Презентация «ПДД» |
03.04.2020 07.04.2020 | занятие№ 59,60 | 2 | Презентация. дидактическая игра «Подбери слово –название картинки к данной звуко – слоговой модели» |
10.04.2020 14.04.2020 | занятие № 61,62 | 2 | Презентация « Сказки К.И.Чуковского» |
17.04.2020 21.04.2020 | занятие № 63,64 | 2 | Программа «Говорилки» Составление рассказа о предмете по схеме. |
24.04.2020 28.04.2020 | занятие №65,66 | 2 | Программа «Домашний логопед» дидактическая игра «Подбери первый (последний) звук к названию предмета на картинке» |
05.05.2020 08.05.2020 | занятие № 67,68 | 2 | Программа «Говорилки» Составление рассказа по серии картинок. |
12.05.2020 15.05.2020 | занятие № 69,70 | 2 | Программа «Говорилки» Составление рассказа по серии картинок. |
19.05.2020 22.05.2020 | занятие № 71,72 (диагностические) | 2 | Презентация «Школьные принадлежности» |
26.05.2020 29.05.2020 | занятие № 73,74 (диагностические) | 2 | Презентация «Гласные – согласные звуки» |
Всего | 74 часа |
2.2 Условия реализации:
- специальным образом, созданная предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете;
- организация образовательного процесса предполагает проведение подгрупповых занятий ( 2 раза в неделю) по 25 – 30 минут и индивидуальных занятий (2 раза в неделю) по 10 минут;
- проведение контрольно-диагностических занятий -2 - 3 раза в год (сентябрь- январь - май)
- проведение занятий сопровождается с использованием презентаций, компьютерных программ;
- конструктивное взаимодействие с семьей, педагогами ДОУ;
- консультационно-профилактическая деятельность.
2.3. Методы и приемы работы с детьми 5 – 6 лет с ОНР
Методы | приемы |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
Игровой |
|
Репродуктивный |
|
Исследовательский |
|
2.4. Особенности сотрудничества с семьями воспитанников
Месяц | Форма работы | Тема | Цель |
Сентябрь | Анкетирование | «Я и мой ребенок» | Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность |
Родительское собрание | «ОНР- причины, основные направления работы на учебный год» | Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год | |
Индивидуальные беседы | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами обследования детей | |
Оформление фото -стенда | «Мы занимаемся» | Наглядно познакомить родителей с работой, которая ведется с детьми в логопедическом кабинете | |
Оформление информационного стенда | «Советы логопеда» | Отразить содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения | |
Октябрь | Консультация | «Артикуляционные упражнения» | Познакомить родителей сразновидностями артикуляционных упражнений. |
Семинар – практикум с участием детей | «Наш веселый язычок» | Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений | |
Открытые индивидуальные мини – занятия детей и родителей | «Учимся произносить звуки» | Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков | |
Ноябрь | Консультация | «Пальчиковая гимнастика» | Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка |
Семинар – практикум с участием детей | «Как наши пальцы помогают нам говорить» | Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики | |
Индивидуальные беседы | «Спрашивали-отвечаем» | Ответить на вопросы родителей | |
Родительское собрание | «Итоги работы за I -е полугодие» | Познакомить с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы | |
Консультация | «Развитие связной речи и речевого общения детей» | Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог. | |
Январь | Консультация | «Обучение грамоте» | Познакомить родителей с технологией обучения детей грамоте |
Открытые индивидуальные занятия | «Учимся произносить звуки» | Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков | |
Февраль | Мастер - класс | «Фонематический слух- основа речи» | Познакомить родителей с приемами работы над развитием фонематического слуха |
Семинар – практикум с участием детей | «Звуки – это то, что мы слышим и говорим» | Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематического восприятия | |
Индивидуальные беседы | «Расширяем словарный запас ребенка» | Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря | |
Март
| Консультация | «Готов ли ребенок к школе» | Познакомить родителей с требованиями начальной школы к речевому развитию детей |
консультация-всеобуч | «Скоро в школу» | Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ОНР | |
Апрель
| Индивидуальные беседы | «Спрашивали-отвечаем» | Ответить навопросы родителей |
Открытое занятие | «Я умею красиво и правильно говорить» | Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы | |
Май | Родительское собрание | «Готовность детей к школе» | Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить речевую готовность детей к школе |
Индивидуальные консультации | По вопросам родителей | Дать рекомендации родителям по домашним занятиям летом | |
Анкетирование | «Я и мой ребенок» | Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность |
III | Организационный раздел |
3.1 Расписание занятий
Дни недели | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия |
вторник | 9.00 - 9.30 – первая подгруппа ( старшая группа «Колоски») 9.40 – 10.10 – вторая подгруппа (старшая группа « Колоски») | 10.10 – 12.30 - индивидуальные занятия с детьми старшей группы |
Пятница Четверг | 9.00 -9.30 – первая подгруппа ( старшая группа «Колоски») 9.40 – 10.10 – вторая подгруппа (старшая группа «Колоски») | 10.05 – 12.30 - индивидуальные занятия с детьми старшей группы 11.00 – 12.30 - индивидуальные занятия с детьми старшей группы |
3.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Н.В. Нищева «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общее недоразвитие речи) с 5 до 7лет»г. С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г.
- Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» г. С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г.
- Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики» г. С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г.
- Г.Я.Затулина «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» Центр педагогического образования М., 2014г.
- «Обучение дошкольников пересказу» (старшая группа). Центр педагогического образования М., 2014г.
- Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» М., 2014 г.
- О.Н.Лиманская «Конспекты логопедических занятий в старшей группе детей с ОНР» изд., «ТЦ СФЕРА» 2016 г.
- Е.И.Веселова, Е.М.Скрябина «Игры и упражнения на каждый день для детей 4 - 5 лет с ОНР» 1 и 2 –я части, изд., «ТЦ СФЕРА» 2016 г.
- Л.П. Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г
- С.Н.Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм М.,2016 г
- Т.Б.ФиличеваГ.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» изд. Альфа 1993г.
- Иншакова О.Б. Иллюстрированный альбом логопедического обследования. М., «Коррекционная педагогика»,
- Н.С.Четверушкина «Слоговая структура слова – системный метод устранения речевых нарушений» изд.М.,2013г
- Н.В.Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет» изд. М.,2006
- О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей 3 -7 лет» М., «Владос» 2004г.
- Е.М.Косинова «Уроки логопеда» М., «Эксмо»2011г.
- О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина «Логопедические занятия с детьми 5 -6 лет» С –Петербург, изд. «Каро» 2004г.
- «Обучение связной речи» - комплект наглядных пособий .М., «Скрипторий»2013г.
- О.Е.Громова «Инновации в логопедическую практику» М., «Линка – пресс 2008г.
- О.А.Романович «Преодоление задержки психо - речевого развития у детей 4 – 7 лет».г. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 г.
- Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М., 2009г.
- О.И..Крупенчук «Готовим руку к письму» С – Петербург, 2012г.
- Н.В.Рыжова «Артикуляционная гимнастика для малышей» М., изд. «Сфера» 2013г.
- Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика» М.,АСТ 2005г.Т.М.Воронцова «100 шагов к школе» М., 2012г.
- Интернет-ресурсы:
- Логопедическая коррекционная программа «Говорилки»
- http://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»;
- Практический курс «Домашний логопед». Речевые игры и упражнения.
- Диск «Слоговая структура слова» М., 2013 год
3.3 Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п | Наименование |
1 | Книга с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:
|
2 | Картинки «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). |
3 | Папка «Исправляем произношение». |
4 | Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам. |
5 | картинки для артикуляции и постановки звуков:
|
6 | Картинки «Звукоподражание». |
7 | Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др. |
8 | Настольные игры для автоматизации звуков: « Речевое домино», «Речевое лото» |
9 | Папка с практическими материалами: «Гласные звуки». |
10 | Подборки картинок на гласные звуки. |
11 | Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков:
|
12 | Книга с картинками на автоматизацию звуков:
|
13 | Альбом «Картинки для автоматизации звуков». |
14 | Подборки игр на автоматизацию звуков:
|
15 | Кубики, бусы, шнурки с узелками для коррекции слоговой структуры слова. |
16 | Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова. |
17 | постановочные зонды. |
18 | Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков. |
19 | Настенное пособие «Звуковая азбука» |
20 | Настенное пособие «Магнитные буквы» |
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п | Наименование |
1 | Пуговицы, мелкие предметы и игрушки. |
2 | Пособия для шнурования: «Ежик», «Овечка», «Букет», «Кот-рыбак» |
3 | «Волшебный коврик»(настенное панно). |
4 | Трафареты. |
5 | Картинки для раскрашивания и штрихования. |
6 | Материалы для самомассажа пальцев рук Су - ДЖОКИ |
7 | Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук. |
8 | Игры-вкладыши |
9 | Мозаики. |
10 | Конструкторы |
11 | Су -Джоки |
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
№ п/п | Наименование |
1 | Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки. |
2 | Альбом с картинками – словами паронимами. |
3 | Карточки на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «Выбери игрушку», «Тим и Том», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик». |
4 | Альбомы с картинками на дифференциацию звуков. |
5 | Подборки игр на дифференциацию звуков:
|
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
№ п/п | Наименование | ||
1 |
| ||
2 | Игрушки. | ||
3 |
| ||
4 | Альбом с картинками на лексические темы:
| ||
5 | Лото:
| ||
6 | Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года». | ||
7 | Схемы предложений. | ||
8 | Палочки и шнурки для выкладывания букв. | ||
9 | Разрезные карточки «Собери букву». | ||
10 | Папка «Буквы». | ||
11 | Карточки со слогами. | ||
12 | Настенное пособие «Алфавит». | ||
13 | Кубики с буквами. | ||
14 |
| ||
15 | Мнемо таблицы |
Материалы для развития высших психических функций
№ п/п | Наименование |
1 | Пазлы и разрезные картинки. |
2 | Речевое домино. |
3 | Мозаика. |
4 | Папка с играми - головоломками |
Компьютерные логопедические игры, программы
№ п/п | Наименование | |
1 | Диск «Слоговая структура слова». | |
2 | Практический курс «Домашний логопед» | |
3 | Программа «Говорилки» | |
4 | Игры-ходилки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.
СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...
Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....
Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.
Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной обще...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи с 4 до 7 лет).
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 2018-2019 уч.год
Аннотация к Рабочей программе подготовительной группы компенсирующей направленности. «Рабочая программа подготовительной логопед...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...