Фонационная разминк
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка» для детей старшей логопедической группы. Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка» адресовано учителям-логопедам и воспитателям, работающим с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. «Фонационная разминка» – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на коррекцию и развитие просодической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фонационная разминка | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка»
для детей старшей логопедической группы
подготовила учитель-логопед МАДОУ № 240
г. Кемерово
Учебно-методическое пособие «Фонационная разминка» адресовано учителям-логопедам и воспитателям,
работающим с детьми, имеющими стертую форму дизартрии. «Фонационная разминка» – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на коррекцию и развитие просодической стороны речи.
В разминку входят упражнения и игры для развития и коррекции:
• дыхания;
• силы голоса;
• тембра голоса;
• темпа и ритма;
• интонации.
У ребёнка со стертой дизартрией страдает просодическая сторона речи. Поэтому, комплекс фонетической разминки для таких детей, должны включать разнообразные виды дыхательных и голосовых упражнений, что будет способствовать коррекции просодики. Стертая форма дизартрии Чтобы максимально скорректировать просодическую сторону речевого развития, сформировать новые стойкие умения и навыки у таких детей требуется достаточное количество времени и систематическое повторение упражнений. На разминку педагог может потратить не более 5 минут. Физически сложно за столь короткий промежуток времени отработать с детьми упражнения до идеального выполнения. Поэтому возникает необходимость в отработке одного и того же или однотипных упражнений в течение длительного времени. Упражнения подобраны так, чтобы один миникомплекс отрабатывался в течение недели с учетом лексической темы недели. По необходимости его можно продлить до двух недель. Желательно придерживаться, приведённого в пособии порядка, так как упражнения подобраны с учетом последующего усложнения. Учитель-логопед (воспитатель) вправе выбирать комплексы целиком или упражнения из разных комплексов в зависимости от темы недели, уровня развития и возможностей детей группы, а так же по необходимости. Данные упражнения можно включать в занятия, коррекционные часы или логопедические минутки.
Начинать упражнения следует с психологического настроя направленного на установление контакта с детьми, привлечение их внимания, достаточно добиться, чтобы все обучающиеся начали внимательно слушать учителя-логопеда (воспитателя). На этапе формирования мотивации необходимо ободрить детей, высказав мнение, что у них обязательно всё получится, если выполнят упражнения регулярно.
На этапах выполнения упражнений взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, уточняет правила, по возможности используя игровые приемы, а затем показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делают воспитанники, а учитель-логопед (воспитатель) контролирует выполнение.
Картотека дыхательной и дикционной гимнастики.
Картотека дыхательной и дикционной гимнастики.
Рекомендации: каждый комплекс отрабатывается ежедневно в течении недели, задания построены по принципу от простого к сложному.
№ недели | Тема | Дыхательная и дикционная гимнастика. | |
Сентябрь | 1 | «Лето красное прошло» | 1. Сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом - 4-5 раз. 2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть). |
2 | Детский сад. Игрушки. | 1. Сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек. Выполнять перед зеркалом -4-5 раз. 2. Вдох носом, выдох в широко открытый рот на зеркало (должно запотеть). 3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз. | |
3 | Осень | 1. Сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на осенний листочек. Выполнять 4-5 раз. 2. Положить листья перед собой на столе, сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз. 3. Выполнить лежа на спине. На область диафрагмы положить (игрушку, книгу или мешочек с песком), покачать мышцами живота вверх-вниз. Выполнять 4-5 раз. | |
4 | Овощи | 1. Сидя за столом подуть в соломинку не надувая щек. «Горох» Дуть на горошины, соломинкой, втягивая в себя воздух, взять горошины (лучше фасоль, чтобы были крупнее диаметра соломинки) и переносить горошины из одной чашки в другую без помощи рук. 2. Лежа на спине сделать бесшумный вдох носом, игрушка поднимается вверх. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, игрушка опускается вниз. Выполнять 3-4 раза. 3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе У-У-У (длительно, пока не закончится воздух). Выполнять 3-4 раза. | |
Октябрь | 5 | Фрукты/ Сад-огород | 1. Выполнить стоя. На область диафрагмы положить ладонь, подвигать мышцами живота надуть-втянуть. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, живот втянуть. Выполнять 3-4 раза. 3. Выполнить упражнение № 2 с добавлением голоса на выдохе А-А-А (пока не закончится воздух). Выполнять 3-4 раза. |
6 | Продукты питания. | 1. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп» живот втянуть. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить О-О-О живот втянуть. Контроль ладонью. 3. Выполнить упражнение № 2. На выдохе произносим У-А-У-А, А-У-О-А-У-О. Контроль ладонью. | |
7 | Посуда. | 1. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «горячий чай, суп» живот втянуть. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить И-И-И, Э-Э-Э, И-Э-А-У живот втягивать. Контроль ладонью. | |
8 | Домашние птицы | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на легкое перышко живот втянуть. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить П-П-П, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ живот втягивать. Контроль ладонью. | |
9 | Домашние животные/ Деревенский двор | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М живот втягивать. Громко-тихо. | |
Ноябрь | 10 | Каникулы. Город Кемерово. /Россия | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку, конец, которой в стакане с водой. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить У-А-У-А, А-У-О-А-У-О, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ, ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М и т.д. живот втягивать. Громко-тихо. |
11 | Дикие животные. Животные Кузбасса. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного». Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить У-А-У-А, А-У-О-А-У-О, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ, ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М и т.д. живот втягивать. Медленно-быстро. С вопросительной интонацией. | |
12 | Зоопарк. Животные жарких стран. Животные севера. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «мех животного». Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить НА-НА-НА, МА-МА-МА, ПА-ПА-ПА, НА-МА-ПА и т.д. как можно больше слогов на одном выдохе, живот втягивать. Медленно-быстро., с вопросительной интонацией, с восклицательной. | |
13 | Зима. Зимующие птицы. Птицы нашего города. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить зимующих птиц от 3 до 5 (живот сдуть). С вопросительной интонацией, с восклицательной, с повествовательной. | |
Декабрь | 14 | Одежда. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе перечислить одежду, кто больше (живот сдуть). Медленно- быстро, громко-тихо. |
15 | Обувь. Головные уборы. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», «снежинку», раздуть кучу снежинок. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Сделать вдох (живот надуть), на одном выдохе произнести 1 фразу: « Как у нашей свинки на ногах ботинки», «У сыночка Вовки новые кроссовки», «Шапка да шубка, вот и весь мишутка» , « Как у нашей кошки а ногах сапожки». В медленном и быстром темпе. Громко-тихо. С разной интонацией. | |
16 | Зимние забавы. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Широкий язык положить между губами и подуть, не надувая щек, на «ватку - снежок», загнать ватку в ворота из кубиков. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Читать стихотворение. Вдох бесшумный: Стою и снежинки в ладошку ловлю. Вдох бесшумный: Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Вдох бесшумный: Но где - же снежинки? В ладошке вода, Вдох бесшумный: Куда же исчезли снежинки? Куда? Вдох бесшумный: Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Вдох бесшумный: Как видно, ладошки мои горячи». 4. Каждую строчку произнести с разным настроением весело, грустно, обиженно, сердито. 5.Этоже стихотворение: Каждый раз увеличивать количество строк на выдохе. | |
17 | Новый год. | Утренники. | |
Январь | 18 | Мебель. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произнести знакомое стихотворение. Медленно- быстро, громко-тихо. |
19 | Бытовые приборы. | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, в соломинку в стакан с водой, на ватку через соломинку. Выполнять 3-4 раза. 2. Фокус (ватка на носу). 3. Сделать вдох (живот надуть), на выдохе произносить чистоговорки и скороговорки. Как мышка, как едведь. | |
20 | Транспорт | 1. Сидя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек, на маленькую машинку (привести в движение), на бумажные кораблики (оригами), на бумажные самолетики. Выполнять 3-4 раза. 2. Стоя сделать бесшумный вдох носом, живот надуть. На выдохе произносить как можно дольше У-У-У, А-У-О-А-У-О, ПА-ПО-ПИ-ПУ-ПЭ, ОМ-М-М-М, У-М-М-М-М, Э-М-М-М-М и т.д. живот втягивать. Медленно-быстро. С вопросительной интонацией. 3. Рассказывать стихотворение с интонацией меняя темп. Раз, два, три, четыре, пять Можно гонки начинать. (весело, средний темп) По кругу, по кругу. Вперед и назад, (весело, быстрее) Но пальцы машинку мою тормозят. (Удивленно, замедляя) Закрылись.(грустно) Машинка стоит в гараже, И фары погасли, не светят уже. (грустно, медленно и тише) 4. На одном выдохе прочитать все стихотворение. | |
Февраль | 21 | Профессии. | 1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого). 2. Читать знакомые стихи с разным эмоциональным настроением. |
22 | Инструменты. | 1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот (от низкого до высокого). 2. На выдохе как можно большее количество раз повторить название инструмента. Брать слова с разной слоговой структурой от коротких до длинных. | |
23 | Человек. Семья. | 1. Вдох – живот надуть. Выдох низким голосом произнести слоги, затем высоким. На выдохе произносить слоги с низу вверх и наоборот.(от низкого до высокого). 2. Произнести фразу разными голосами как бабушка, как папа, как мама, как сестренка и т.д. | |
24 | День Защитника Отечества. Великие полководцы. | 1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук. 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе. | |
Март | 25 | Комнатные растения. | 1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы. 2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо. 3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно. |
26 | Мамин праздник. Цветы. Первоцветы Кузбасса. | 1. Пускание мыльных пузырей, дуем на «одуванчики» соблюдая движение диафрагмы. 2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо. 3. Читать стихи используя интонацию. | |
27 | Весна. Прилет птиц. Птицы нашего края. | 1. Дуем на «бумажных птиц», перья, соблюдая движение диафрагмы. 2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо. 3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно. | |
28 | Обитатели водоёмов. Реки Кузбасса и их обитатели | 1. Пускание мыльных пузырей, дуем в воду через соломинку, соблюдая движение диафрагмы. 2. На выдохе произносить названия рыб с разной скоростью, громко-тихо. Повышая и понижая голос. 3. Читать стихи, используя интонацию. | |
29 | Каникулы. Наша Родина Кузбасс. Символика Кузбасса. /Столица нашей Родины – Москва. | 1. Дуем на «флаги» (сильный ветер, слабый) соблюдая движение диафрагмы, не надувая щек. 2. На выдохе произносить фразы с разной скоростью, громко-тихо. 3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно. | |
Апрель | 30 | Здоровье. Спорт. Спортсмены. Кузбасса. | 1. Соломинкой, втягивая в себя воздух взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук. 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе. |
31 | Космос. Космонавты. | 1. Соломинкой, втягивая в себя воздух, взять шарики для пинг-понга и переносить из одной чашки в другую без помощи рук. 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе. | |
32 | Деревья. Лес. Растительный мир Кузбасса. | 1. Сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на зеленый листочек. Выполнять 4-5 раз. 2. Положить листья перед собой на столе, сделать бесшумный вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и подуть, не надувая щек на листья, что бы они разлетелись по столу, но не упали на пол. Выполнять 4-5 раз. 3. На выдохе произнести знакомое стихотворение по теме с ускорением. | |
33 | Ягоды. Грибы. | 1. Вдох, на одном выдохе посчитать грибы (кто больше). 2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса. | |
34 | Насекомые и пауки. | 1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы. 2. На выдохе произносить слоги с разной скоростью, громко-тихо. 3. Читать знакомые стихи громко-тихо, замедленно. | |
Май | 35 | День Победы. Герои Кузбасса. | 1. На одном выдохе произносить ритмично слоги (кто больше) 2. Стихи прочитать с понижением и повышением голоса. |
36 | Злаки. | 1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы. 2. Стихи с интонацией. | |
37,38 | Лето. | 1. Дуем на «бумажных насекомых», соблюдая движение диафрагмы. 2. Стихи с интонацией с соблюдением пауз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.
Беседа - практикум...
Формирование физиологического и фонационного дыхания
в статье раскрывается значение дыхания для развития речи, выделены несовершенства речевого дыхания у дошкольников, представлены основные правила работы над дыханием, пречислены игры и игровые упражнен...
Развитие фонационного выдоха
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голос...
Развитие фонационного выдоха у детей с нарушениями речи
Упражнения, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека...
- Мне нравится (1)