Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Примерная продолжительность этапа – восемь недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А).
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех.
Следите за моими руками».
Вначале рука логопеда быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».
При возникновении затруднений логопед предлагает детям выполнить упражнение перед большим зеркалом.
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, обязательно с паузой между ними.
Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
Затем будем медленно опускать руки и петь звук Л.
Посмотрите и послушайте, как я пою. (Логопед показывает упражнение).
А теперь давайте споем вместе».
Некоторые дети быстро заканчивают пение гласных и опускают руки. В этом случае логопед дает дополнительную инструкцию: «Руки опускаем еще медленнее и долго красиво поем».
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.
Послушайте, как это у меня получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У).
А теперь вместе погудим, как большой паровоз».
Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.
Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У).
А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка при¬поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как большой медведь».
Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».
Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
Длительность пения не фиксируется.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно продевает ряд гласных: АОУ).
А теперь поем вместе.
Давайте попробуем спросить на волшебном языке: "Как дела?"» (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?)
Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении двух недель.
УПРАЖНЕНИЕ 7. Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха.)
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте.
Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: "Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку". Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: "А!" Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: "У-у", она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей.
Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голослнкой.А вот Лисичка все сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Логопед быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз).
А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным.
У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали!»
Логопед быстрым движением руки подает детям сигнал для выполнения вдоха. При этом логопед слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения логопед медленно опускает руку вниз.
Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки логопеда вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается детьми как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении одной недели.