Формирование физиологического и фонационного дыхания
консультация по логопедии на тему

Андреева Ирина Александровна

в статье раскрывается значение дыхания для развития речи, выделены несовершенства речевого дыхания у дошкольников, представлены основные правила работы над дыханием, пречислены игры и игровые упражнения для работы над дыханием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovoe_vystuplenie.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    «Формирование физиологического и фонационного дыхания».

Дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д.

Дыхание, осуществляемое движением грудной клетки, называется грудным; производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц – диафрагмальным или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее лёгким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается верхнегрудное или ключичное дыхание (при нём поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лёгких). Этот тип дыхания вреден для здоровья. От него надо отучать детей.

Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что ведёт к искажению звуков.

Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребёнка, недоразвития регуляции, любое физическое напряжение и небольшое повышение температуры ещё больше учащает пульс дыхания, нарушает ритм, а, следовательно, усиливает несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит дезорганизацию в произношении: пропуски звуков, запинки в речи, «застревания».

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:    

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных детей, а также робких, стеснительных.     

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.     

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).     

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.      

Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающихся с соответствующими движениями.    

Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом, профилактике  болезней  дыхательных  путей.

Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения. Следует серьёзно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.    

Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит как получится.

В  дошкольном  учреждении  дыхательным  упражнениям  необходимо  уделять  особое  внимание.

Во время выполнения упражнений нужно следить не только за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, но и чтобы не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания» влечёт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует избегать больших задержек дыхания.    

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

-Дышать надо с удовольствием;

- Выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;

- Проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении  или  при  открытой  форточке;

- Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом

- Заниматься  до  еды;

-  Дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;

- Вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;

- В  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);

- После  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

Весёлые логопедические упражнения научат ребёнка, как же всё-таки «надо» дышать правильно.    

Уроки дыхания.  Логопедические упражнения.

«Физиологическое и фонационное дыхание».

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, а так же детей с хроническими заболеваниями

Цель дыхательных упражнений – формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.

Этапы выполнения дыхательных упражнений:

1. Принять позу и зафиксировать её.    

2. Расслабиться.    

3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.    

4. Выполнить дыхательное упражнение.    

5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.    

«Большой и маленький». Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок опускает руки вниз, затем приседает, обхватив руками колени и одновременно произнося «у-х», спрятать голову между коленями – показать, какой он маленький.     

«Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.     

«Гуси летят». Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).     

«Аист». Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, вынести её вперёд. Зафиксировать положение на несколько минут. Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).     

«Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5-10 раз).     

«Мельница». Стоя, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе звук «р-р-р» или «ж-р-р». У ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.     

«Конькобежец». Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонён вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу, произнося звук «р-р-р»или «к-р-р». Если у ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.     

«Сердитый ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опастности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола,обхватить руками грудь, голву опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» - звук,издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ёжик.     

прыгает. Приземляясь произносить «к-в-а-к» и повторить его прыжки: слегка приседая,  вдохнув, сделать прыжок вперёд. Приземлившись, «квакнуть».

«В лесу» Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость. Поворачивайтесь то влево, то вправо.     

«Весёлая пчёлка». На выдохе произнести звук «ж-ж». Представить, что пчёлка села на нос (звук «Ж» и взгляд направить к носу), на руку, на ногу.

«Великан и карлик». Сесть на пол, сложив ноги ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Вдох – набрать полную грудь воздуха, плечи расправить, голву поднять вверх. На выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.     

«Часы». Встать прямо, руки вниз. Размахивайте прямыми руками вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносите «тик-так» (5-10 раз).     

«Ловля комара». Представьте состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает назойливый комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость и темп«комариного писка». Пытаться поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.     

«Косарь». Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой. Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на выдохе «ж-у-х, ж-у-х». (5-10 раз).     

«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20секунд).     

«Петушок». Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы ног, голову вытянуть вперёд-вверх, руки развести в стороны и назад и, хлопая себя по бёдрам,произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).     

«Насос». Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие пружинистые наклоны(по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8 раз в каждую сторону).     

«Песенка без слов» 
Сделав вдох через нос, ребенок постепенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Выдох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается), правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.

«Прялица» 
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку (до 1 секунды), а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Игровые упражнения для формирования физиологического и речевого дыхания

Представленные упражнения помогут в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по формированию речевого и физиологического дыхания...

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

Развитие физиологического и речевого дыхания как основа формирования правильного звукопроизношения

В статье рассматривается материал о значении развития речевого дыхания, его типы, а также методика его освоения у детей с патологией речи. Использование комплекса методов и приемов, направленных на по...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей с ТНР

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей с ТНР...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....