разработки по развитию речи детей логопедической группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Крогульская Елена Алексеевна

подбор лексического материала, игры, загадки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, художественная литература по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_po_razvitiyu_rechi.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «НАШ ГОРОД»

Цель: расширять знания детей о городе, в котором мы живем, названии улиц и в честь кого эти улицы названы; учить понятию домашний адрес.

Словарь:

Существительные: Жуковский, герб, город, улица, дом, квартира, адрес, площадь, дорога, строительство, магазин, детский сад, школа, завод, институт, фонтан, памятник, парк, стадион, музей, театр, дворец культуры, музыкальная школа, летчик, космонавт, ученый.

Прилагательные: родной, красивый, зеленый, просторный, уютный, молодой, высокий, интересный.

Глаголы: строить, сажать, расти, развиваться, любить, уважать, охранять, помнить, почитать.

Наречия: высоко, красиво, весело, интересно.

Игровые технологии:        

- «Узнай на фото»

- «Слайды «Наш город»

- «Разрезные картинки»

- «назови улицу, названную в честь летчика»

- «Назови улицу, на которой живешь»

- «Чего в городе много?» (улиц, домов, школ, детских садов, магазинов и т.д.)

Координация речи с движением        

Мы идём по тротуару,                        шагают друг за другом;

Мы глядим по сторонам.                повороты головой в стороны;

Тут мы видим «Хозтовары» -                показать руками вправо;

Утюги и мыло там.

Ярко буквами белея,

Чуть левее – «Бакалея»,                показать руками влево;

Кукуруза там, рожки

И мука на пирожки.                        «лепить пирожки»;

Мы идём по тротуару                        шагают друг за другом;

Мы читаем как стихи:

«Канцелярские товары»,                хлопки в ладоши.

«Фрукты – овощи», «Цветы».

        

        Пальчиковая гимнастика

Город – это улицы, площади, дома,                ладонь правой руки лежит на столе,

                                                        поочередное постукивание пальцев;

Школы и музеи, парков тишина,                ладонь левой руки лежит на столе,

                                                        поочередное постукивание пальцев;

Блеск огромных стёкол, праздничных витрин,                разводить пальцы в стороны и

                                                                        соединять;

Быстрое движенье                        круговые движения руками, согнутыми в локтях;

Прохожих и машин.                        указательные и средние пальцы «бегут» по столу.

Раз – два – три – четыре – пять –                разжимать пальцы из кулачка, начиная с

Вышли пальчики гулять.                        мизинца;

Раз – два – три – четыре – пять –                постепенно сжимать в кулачок.

В домик спрятались опять.

Стихи

Городов на свете много,                        Он собрал людей великих,        

Но прекрасней всех один,                        Выдающихся людей:

Тот, в котором ты родился,                        Инженеров, космонавтов,        

Сделал шаг в чудесный мир.                        Летчиков, учителей.        

Имя городу родному                                Все стараются трудиться,

В честь Жуковского дано.                        Чтобы стал еще светлей,        

Но не только это имя                                Наш Жуковский – чудный город,        

Славу городу дало.                                Нет на свете нам родней!

Жура – Жура – журавель,

Облетел ты сто земель,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Художественная литература:

З. Александрова «Родина»

С. Михалков «Моя улица».

Гимн г. Жуковского

Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

ТЕМА «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Цель: расширять представления детей о правилах дорожного движения, о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика и госавтоинспектора. Уточнять и закреплять знания детей о названиях и значениях элементарных дорожных знаков.

Словарь:

Существительные: правило, дорога, движение, безопасность, нарушение, авария, светофор, перекресток, асфальт, переход, пешеход, водитель, транспорт, знак, сигнал, регулировщик, госавтоинспектор, жезл, свисток.

Прилагательные: дорожный, пешеходный, наземный, подземный, внимательный, красный, желтый, зеленый.

Глаголы: идти, ехать, тормозить, соблюдать, управлять, уступать, регулировать, следить, нарушать, переходить.

Наречия: внимательно, осторожно, опасно, быстро.

Игровые технологии:        

- «Отгадай загадку»

- «Разрезные картинки»

- «Найди дорожный знак»

Физкультминутка                        

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                ходьба по кругу топающим шагом, круговые

Я стучу, стучу, стучу,                        движения согнутыми в локтях руками;

Я лечу, лечу, лечу,                        руки в стороны, легкий бег по кругу.

Опоздать я не хочу.        

        

Координация речи с движением        

        «Машины»

На улице нашей машины, машины,                дети двигаются из одного конца группы

Машины-малютки, машины большие.        в другой, держа в руках воображаемый руль

Спешат грузовые, фырчат легковые,        сделав разворот, двигаются в другую

Торопятся, мчатся, как будто живые.        сторону;

- Эй, машины, полный ход!                        один из детей – пешеход, «переходит

Я – примерный пешеход.                        улицу», произнося эти слова.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю!

        Пальчиковая гимнастика

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,                - пальцы в кулак, кроме большого;

                                                большой палец «прыжками» по столу;

А вторые – догонять,                        - два пальца по столу;

Третьи пальчики – бегом,                - три пальца по столу;

А четвертые – пешком.                        - четыре пальца по столу;

Пятый пальчик поскакал,                - пять пальцев по столу;

И в конце пути упал.                        - ударить кулачками по столу.

Загадки

Не живая, в идёт,                                        Запылал у чудища изумрудный глаз -

Неподвижна, а ведёт.                                Значит, можно улицу перейти сейчас.

Что это?                                                Что это?

                (Дорога)                                                        (Светофор)

Чтоб тебе помочь, дружок,                        Веселая работа,

Путь пройти опасный,                                Завидно от души!

День и ночь горят огни –                        Свисти, когда охота

Зелёный, жёлтый, красный.                        Да палочкой маши.

Что это?                                                                        (Регулировщик)

                (Светофор)

Эта зебра на дороге                                На машине мчусь стрелой.

Не бежит, не скачет,                                Глядь: «кирпич» передо мной!

И, хотя по ней все ходят,                        Не валяется – висит,

Она совсем не плачет.                                Ехать дальше не велит!

                (Пешеходный переход)                (Дорожный знак «Проезд запрещен»)

На дороге – лежит,

Под машиной – бежит.

Пока молод – чёрный,

Тёплый, размягчённый.

А как постареет,

Затвердеет, посереет.

Пословицы и поговорки        

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Тише едешь – дальше будешь.

Стихотворение                                        Считалка

Чтобы перейти дорогу,                                - Где ты был до сих пор?

Надо правил знать немного.                        - Задержал светофор.

- Пешеход, остановись,                                Красный: ясно – путь опасный.

И налево оглянись.                                Желтый – то же, что и красный.

Не видать ли где машины,                        А зеленый впереди – проходи!

Чтобы не попасть под шины?

Видишь – «зебра» впереди,

Вот по ней переходи!

                В. Орлова

Художественная литература:

А. Вольский «Запомни, юный пешеход»

А. Иванов «Азбука безопасности»

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей логопедической группы средствами УНТ

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.Поэтому необходимо...

Проектная работа "Использование логоритмики в непосредственно музыкальной деятельности для плодотворного воздействия на развитие речи детей логопедических групп

Проект направлен на организацию и внедрение логоритмики   в непосредственно образовательную деятельность «Музыка» в логопедических группах....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Методическая разработка по развитию речи детей средней группы Тема: ««Сказки А.С. Пушкина»

Цель методической разработки: Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях А.С. Пушкина, привить любовь к литературным произведениям и их героям, развить  творческие спос...