Анализ методик изучения навыков связной речи у детей.
статья по логопедии
Проанализировав методики предложенных авторов, можно сделать вывод, что при исследовании связной речи необходимо учитывать: лексико-грамматическое оформление рассказа, уровень овладения монологической речи детей, степень самостоятельности при выполнении заданий, полноту изложения, смысловое соответствие наглядному сюжету, наличие или отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_nsportal_aprel.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ методик изучения навыков связной речи у детей.
Главной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением на современном этапе, является обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Значимая роль принадлежит формированию коммуникативных навыков. Связанная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Несформированность речи ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Вся работа по развитию связной речи служит средством формирования коммуникативных умений, речевых способностей человека.
М.Р. Львов в развитии речи выделяет три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, изложения, сочинения - представляет собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений.
Развивать связную речь - это значит прививать ряд конкретных умений (Т.А. Ладыженская) :
1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой.
2. Умение подчинить свое сочинение основной мысли.
3. Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста.
4. Умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.
5. Умение составлять план предстоящего связного текста.
6. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.
Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два направления работы:
1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным картинкам и сериям последовательных картин).
2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет.
В исследованиях Глухова В.П., Воробьевой В.В. обучение детей рассказыванию является одним из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Эти же авторы к основным методам обучения связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.
Умением строить сюжетный рассказ по схеме ребенок овладевает не сразу. В методике разработаны приемы обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц. Героем такого сюжетного рассказа может быть автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии («Как прошел Новый год») или сочиняет, предполагает («Если бы я был космонавтом»).
Большое значение имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка, и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик, и на какой психический процесс он будет при этом опираться. Например, описав игрушку, которую он видит перед собой, малыш может рассказать, как ее починили, составляя описание событий, изображенных на картинке, может дать имена героям, предположить их диалог (т. е. фантазировать). Особенно полезно, когда сам педагог четко разграничивает задание: сначала рассказать только о том, что видишь, а потом припомнить или сочинить.
В свою очередь, М.Р. Львов отмечает, что «упражнения в связной речи (рассказы, пересказы и т.п.) представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умения накапливать материал, и графико-орфографические умения».
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
В программе коррекционного обучения и воспитания (6-го года жизни) с ОНР приводятся рекомендации по формированию связной речи в соответствии с периодами обучения (Филичева Т.Б.). Предусматривается постепенное усложнение содержания работы по формированию связной речи, в том числе на специальных занятиях по обучению рассказыванию.
Начиная с III периода первого года обучения рекомендуется включать в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказанным текстом, продолжение к действию, изображенному по серии сюжетных картинок и др.).
При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов решаются следующие основные задачи:
-развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
-формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
-овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей на занятиях с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного иллюстративного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.
Подробно методики формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи описаны авторами В.П.Глуховым, Л.Н.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Н.И.Кузьминой, В.К. Воробьевой, В.И.Балаевой и др.
В своей работе Ефименкова Л.Н. указывает на то, что при обследовании связной речи детей необходимо выявить умения ребенка: пересказывать ранее знакомый текст и незнакомый текст; составлять рассказ по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа; по сюжетной картинке.
При обследовании связной речи вспомогательные вопросы задавать не следует, так как преследуется определенная цель. Если ребенок не может справиться без наводящих вопросов, то это фиксируется в протоколе, и перечисляются вопросы, которые задавал логопед, и ответы детей.
Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем сериям:
Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее; пересказать этот же текст, но кратко. В качестве экспериментального материала рекомендуется использовать тексты рассказов, рассчитанные на возраст испытуемого и подвергнутые адаптации в плане сокращения их объема.
Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление продуктивных речевых возможностей детей: умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение. Эта серия включает в себя два задания. В первом задании детям предлагается самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события. Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе.
Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания. Она включает в себя три вида заданий:
- составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
- придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;
- самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах.
Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания. Ориентировочная деятельность заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы.
Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».
При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму.
В своей методике Глухов В.П. предлагал наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
- пересказ текста;
- составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
- сочинение рассказа на основе личного опыта;
- составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований.
По методике Ушаковой О.С. развитие связной речи оценивается, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).Критерии:
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла. Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца) – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий дает взрослый, подсчитав общее количество баллов.
Таким образом, проанализировав методики предложенных авторов, можно сделать вывод, что при исследовании связной речи необходимо учитывать: лексико-грамматическое оформление рассказа, уровень овладения монологической речи детей, степень самостоятельности при выполнении заданий, полноту изложения, смысловое соответствие наглядному сюжету, наличие или отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня старшего дошкольного возраста
Исследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня...
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган мәктәпкәчә яшьтәге балаларның бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен формалаштыру» («Формирование навыков связной речи у детей с ОНР III уровня»
В вводной части дается методика и приемы диагностики речевого развития детей на момент поступления в логопедическую группу, основывая ее на анамнестических данных и на условиях социальной среды ...
Статья Теоретические основы изучения развития связной речи у детей
Теоретические основы изучения развития связной речи у детей в психолого-педагогической литературе...
Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...
Изучение состояния связной речи у детей с ОНР 3 уровня.
Изучение состояния связной речи у детей с ОНР 3 уровня....
Сравнительный анализ методик в развитии связной речи старших дошкольников с ТНР.
Речь не является врожденным умением, а формируется постепенно. Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходимо достижение определенной зрелости коры головного мозга и органов чувств....
«Формирование навыков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Сегодня каждый пятый взрослый не понимает только что прочитанного им текста, причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик....