Проект "Мир гармонии"
проект (подготовительная группа)
Метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов и упражнений. Умение расслабляться помогает снять возбуждение, позволяет устранить беспокойство, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_garmonii.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самое первое и самое главное в жизни —
это стараться владеть самим собою»
Вильгельм Гумбольдт
Проект «Мир гармонии»
Тип: информационно-практико-ориентированный, групповой.
Участники: педагоги группы, учитель - логопед, психолог, музыкальный руководитель, дошкольники 6-7 лет, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Актуальность: Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Большинство из нас часто находится в ситуации напряжения. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психологическом здоровье детей. Кроме того, большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации, активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Релаксация (от лат. relaxatio - расслабление) - означает состояние покоя, расслабленности, возникающее в следствии снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов и упражнений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, позволяет устранить беспокойство, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние.
Цель проекта:
1.Создать условия для психологического благополучия детей, способствующие формированию положительных взаимоотношений всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
Задачи:
- Разработать систему мероприятий, направленную на релаксацию детей дошкольного возраста.
- Обучить детей приемам релаксации: научить расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, управлять своим поведением, вызывать уверенность в речи.
- Закрепить в сознании детей необходимость использования мышечной релаксации.
- Познакомить родителей и педагогов с техникой релаксации.
- Привлечь родителей к изготовлению дидактических пособий, способствующих расслаблению детей.
- Составить перспективный план работы по релаксации на основе тематического планирования.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Работа с родителями | Срок | Ответственный |
1 этап Подготовительный | 1.Изучение научно- методической литературы с целью выявления проблем; подбор методик, разработок, технологий; обоснование актуальности и путей реализации проекта. 2. Разработка целей и задач взаимодействия учителя-логопеда, педагогов, психолога и музыкального руководителя. 3. Подготовка условий для реализации проекта. | Погружение в проект: - проявление устойчивого интереса, любознательности каждого ребенка к тематике проекта; - введение детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный опыт; - эмоциональный отклик на предложенную тему проекта | 1. Предоставление стендовой информации «Терапевтические возможности музыкального искусства». 2. Изучение потребности приобретения практических навыков оздоровления ребенка. | ноябрь | муз.руководитель. педагоги группы учитель-логопед психолог |
2 этап Основной(практический) | 1. Составление перспективного плана работы по релаксации на основе тематического планирования с подбором материала. 2.Разработка альбома по релаксации. 3.Подбор видео- и аудио- средств релаксации. 4.Составление консультаций для педагогов и родителей по теме проекта: «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в речевом развитии». | 1. Обучение детей мышечному расслаблению, эмоциональному успокоению. 2.Проявление творческого воображения и фантазии; развитие музыкально-творческих способностей. 3. Использование накопленных умений с целью профилактики и сохранения здоровья в повседневной жизни. | 1. Предоставление музыкального релаксационного материала родителям для домашнего слушания. 2. Консультации: «Релаксация для детей дошкольного возраста». 3. Семинар-практикум: «Релаксация дошкольников» 4. Конкурс «Сделай сам» (привлечение родителей к изготовлению пособий по релаксации детей). | декабрь По ходу реализации проекта | муз.руководитель. учитель-логопед психолог педагоги группы |
3 этап Заключительный | 1. Презентация проекта для студентов колледжа и родителей в «День открытых дверей». 2.Создание альбома по релаксации «Мир гармонии» 3. Консультационный материал для родителей и педагогов. 4. Составление пакета аудио- и видео - средств релаксации. 5.Составление картотеки «Релаксация». | 1.Закрепление у детей навыков мышечного расслабления, оздоровление организма. | 1. Изготовленные родителями пособия, способствующие релаксации детей. 2. Выражение благодарности родителям, внесшим большой вклад в реализацию проекта. | январь | педагоги группы учитель-логопед муз.руководитель родители дети |
Комплекс методов, используемых в проекте, включает:
- методы релаксации, связанные с телом (мышечная релаксация);
- методы релаксации, связанные с дыханием (дыхательная гимнастика);
- методы релаксации, связанные с искусством;
- методы релаксации, связанные с умственной деятельностью;
- методы релаксации, связанные с образом жизни и восприятием реальности.
Ожидаемые результаты:Научившись расслаблению, каждый ребенок получит то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно станут более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети скованные, робкие приобретут уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Регулярное выполнение релаксационных упражнений позволит детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье. Дети научатся восстанавливать свои силы и эффективно использовать свой личностный потенциал.
Результаты:
- Перспективный план работы по релаксации на основе тематического планирования.
- Презентация проекта для студентов колледжа и родителей в «День открытых дверей».
- Создание альбома по релаксации «Мир гармонии»
- Консультационный материал для родителей и педагогов.
- Составление пакета аудио- и видео- средств релаксации.
- Составление картотеки «Релаксация».
- Изготовленные родителями пособия, способствующие расслаблению детей.
Релаксационные упражнения включены в режим дня детского сада. В предлагаемом комплексе упражнения расписаны на неделю,
с учётом изучаемой лексической темы.
Упражнения, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, могут быть использованы в комплексе утренней гимнастики, как физминутка в образовательной деятельности, в любом режимном моменте в течение дня.
Упражнения на мышечную релаксацию по представлению проводятся после логопедических занятий, дневной прогулки.
Перспективный план релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
месяц | неделя | Лексическая тема | Мышечная релаксация по контрасту с напряжением | Мышечная релаксация по представлению |
сентябрь | 3 неделя | Детский сад. | «Кулачки» «Олени» | «Волшебный сон» |
4 неделя | Игрушки | «Пружинки» «Загораем» «Мяч» «Петрушка-Буратино» | «Воздушные шарики» «Волшебный сон» | |
октябрь | 1 неделя | Овощи. Огород | «Штанга» «Горошина» «Пара» | «Семена овощей» |
2 неделя | Фруктовый сад | «Щечки-яблочки» «Виноградинка» «Банан» «Лимон» | «Облака» | |
3 неделя | Золотая осень | «Варвара» «Горячий чай» «Хомячок-толстячок» | «Прогулка по лугу» | |
4 неделя | Деревья. Грибы. | «Хоботок» - «Лягушки» «Орешки» «Дубы и березы» | «Волшебный лес» «Волшебное дерево» | |
ноябрь | 1 неделя | Домашние птицы | «Сердитый индюк» «Цыплята пьют водичку» | «Птицы» |
2 неделя | Домашние животные | «Лошадка» «Покатай конфетку» «Злюка» | «На лугу» «Спящий котенок» | |
3 неделя | Перелетные птицы | «Пирожок» «Гармошка» | «Полет птицы» | |
4 неделя | Семья. Наше тело и уход. | «Озорные щечки» «Мама испекла блинчики» «Рот на замочке» «Ириски» | «Тайное слово» | |
декабрь | 1 неделя | Зима | «Снеговики» «Сосулька» «Огонь - лед» | «Снежная перинка» |
2неделя | Зимующие птицы | «Воробьи клюют зернышки» «Птички пьют водичку» | «Мы – птицы» | |
3 неделя | Дикие животные холодных и жарких стран | «Жираф» «Слон» «Бегемот» «Олени» «Морж сердится» | «Африка» | |
4 неделя | Новый год | «Барабан»«Гармошка» «Подарок» «Шары - сосульки» | «Снежинка» | |
январь | 3 неделя | Зимние забавы | «Санки-ледянки» «Снежная баба» «Ветер» | «Снеговик» |
4 неделя | Русские народные промыслы | «Кошка» «Тяжелая ваза» | «Волшебный сон» | |
февраль | 1 неделя | Дикие животные | «Шишки и медвежата» «Игра с пчелкой» | «Звери и птицы спят» |
2 неделя | Профессии и инструменты | «Молоток» «Рубанок» «Улыбка» «Качели» | «Лентяи» | |
3 неделя | Защитники Отечества | «Игра с песком» «Танк» «Самолет летит, самолет отдыхает» | «Полет в небе» | |
4 неделя | Транспорт | «Кораблик» «Тормоз» «Драгоценность» | «Парусник» «Прогулка на велосипеде» | |
март | 1 неделя | Мамин праздник. Женские профессии | «Солнышко и тучка» «Жуем орехи» | «Солнечный зайчик» «Отдых на море» |
2 неделя | В мире сказок | «Петрушка» - «Буратино» «Шалтай – Болтай» | «На полянке» | |
3 неделя | Посуда. Продукты питания | «Блинчики» «Мороженое» | «Веселые булочники» | |
4 неделя | Дом. Мебель | «Котлован» «Чердачное окошко» | «Пылесос и пылинки» | |
апрель | 1 неделя | Наш город. Моя улица | «В автобусе» «Пара» | «Плывем в облаках» |
2 неделя | День космонавтики | «Любопытный космонавт» «Подмигивание» «Корабль качается» | «Достань звезду» «Ковер-самолет» | |
3 неделя | Весна. Перелетные птицы | «Солнышко –тучка»» «Сосулька тает» «Лужи» «Ветерок и подснежник» | «Радуга-дуга» «Ручей» | |
4 неделя | Подводный мир | «Держи бочку» «Загораем» «Игра с песком» | «Шепот волны» «Водопад» | |
май | 1 неделя | День Победы | «Силачи» «Тряпичная кукла и солдат» «Винт» | «Тихое озеро» |
2 неделя | Цветы | «Колокольчики» «Лопата» | «Замечательные цветы» | |
3 неделя | Лето. Насекомые | «Бабочка» «Муравей» «Пчелка» | «Бабочка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»
Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).
Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....
Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".
Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....
Доклад из опыта работы по теме: «К гармонии через движения»
В раннем возрасте нет ничего важнее здоровья. Поэтому главный результат моей работы должен заключаться в том, чтобы уберечь каждого малыша от болезни. Моя задача – это гармоническое...
фольклорный досуг "Играй гармонь"
фольклорный досуг для детей старшего возраста...
Рецепты гармонии в семье
От гармоничных и устойчивых отношений в семье зависит, как известно, не только состояние самих супругов, но и физические и духовное развитие детей. Влияние родителей на поведение и поступки ребенка, с...