«Звук и буква ы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_y.docx | 99.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений, проведенное с группой компенсирующей направленности, 2 год обучения.
Тема занятия. «Звук и буква ы».
Цели занятия.
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой ы;
- научить характеризовать звук ы по акустическим и артикуляционным признакам;
- формировать умение проводить анализ звукового ряда, выделять первый звук, второй, третий.
- формировать навык определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- развитие дыхания и голоса.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.
Оборудование занятия
Мультимедийная презентация, наборы с цветными фишками для выкладывания звуковой схемы, счетные палочки и верёвочка для выкладывания буквы, картинки со звуком Ы, сюжетные картинки, раскраски.
Подготовка конспекта занятия: консультация логопеда, использование литературы, самостоятельная работа.
Ход занятия.
Этап занятия и хронометраж | Программное содержание этапа (методы обучения) | Пособия и дидактический материал | Индивидуальная работа | Результат |
Организационный момент. | - Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. «Наступило лето. Мы поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Мы продолжали плыть дальше. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо нас. Мы весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). А потом ловили рыбу, ныряли в воду и плавали (Показать движения)». | Мультимедийная презентация. | Выполнение движений по тексту. | |
Развитие артикуляционной моторики. | Чтобы красиво отвечать на мои вопросы сделаем гимнастику. «Улыбочка» – растянуть губы в улыбке. «Трубочка» – вытянуть губы вперед. «Улыбочка» – «Трубочка». «Окошко» – широко открыть рот. «Окошко открываем и закрываем». «Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую. | |||
Работа над развитием дыхания и голоса. | Положить на нижнюю губу блинчик и подуть на кончик языка. | |||
Объявление темы занятия. | Сегодня мы в гостях у интересного звука. Он никогда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать. Звук – невидимка Спрятался в часы. А его братишка – Дедушке в усы. | Дети называют звук Ы | ||
Артикуляция звука. | - О каком звуке мы сегодня будем говорить? Как мы ставим губки? Зубки открыты или закрыты? Язычок куда-нибудь поднимается или лежит за нижними зубами? Мешает ли что-нибудь при его произношении? А мы можем этот звук пропеть? Возьмем невидимую ниточку и протянем звук ы. Тянем длинную ниточку. Теперь тянем короткую ниточку. Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук? В каком замке живет? Каким символом обозначаем гласные звуки? | Замки синего, красного, зеленого цвета. Фишки. | О звуке Ы. Открыты, в форме овала. Зубки открыты. Язычок лежит за нижними зубками. Преграды нет. Можем пропеть. Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Ы-ы-ы-ы-ы. Звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит. Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка. Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком). Выставляется красный квадрат рядом с замком. | |
Развитие фонематического слуха. | Чтобы звук ы от нас никуда не убежал, нам нужно поймать все звуки ы. Слушаем внимательно и хлопаем, когда услышим звук [ы[. Сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы. Знаю я, знаешь ы, Что нет слова, Начинающихся на звук Ы. Ребята, я предлагаю найти слова с этим звуком. Игра «Один – много» Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – ….. | На наборном полотне картинки со звуком Ы. | Дети хлопают, когда слышат звук Ы Дети называют, что изображено на картинках, выделяя звук Ы. | |
Развитие мелкой моторики. | Чтобы пальчики нас слушались, сделаем пальчиковую гимнастику. Обезьянка мыла мылом лапку Каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой Сполоснув его водой Не забыла и указку Смыв с него и пыль, и краску. Средний мылила усердно, Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой- Кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла, Видно он боялся мыла. | Выполняют массаж пальцев. Проговаривают вместе с педагогом. | ||
Связь звука и буквы. | Все на свете рыбаки Очень любят букву Ы. Без Ы не будет рыбы, За это Ы спасибо. Я сегодня принёсла вам её в подарок. Выставляется буква Ы Из скольких элементов состоит буква Ы? В какую сторону повёрнут животик? Вправо. С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе. Выложим букву ы из палочки и веревочки на столах. | Счетные палочки. | Допиши недостающую часть. | Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка. Вправо. |
Закрепление звука в слогах. | Игра «Звуки подружились» Я предлагаю подружить звуки, согласные звуки с гласными. Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы, слог – МЫ. А сейчас мальчикам я подарю звук Т, девочкам звук Ы. Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ). Дети, соединяя, ладошки произносят слоги. | Выполнение упражнения. | ||
Физминутка | Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы. Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты. Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы. Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны. | Дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками. | ||
Закрепление звука в словах и в предложении | А сейчас поираем игру «Найди слово со звуком Ы». У вас на столах лежат конверты. Возьмите их, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. произнесите, выделяя звук Ы, разделите слово на слоги и определите место звука в слове. Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть. | Конверты с двумя картинками, одна из картинок со звуком Ы. Сюжетные картинки | Дети по цепочке проговаривают свое слово. Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое. | |
Итог занятия. | С какой буквой и каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Вы все сегодня молодцы, все справились с заданием. Предлагаю вам занимательную раскраску по теме нашего занятия. | Со звуком Ы, буквой Ы. | ||
Оценка работы детей. | Что тебе понравилось сегодня больше всего? Что у тебя сегодня не получалось? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....