Воспитание интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения для развития интоннационной выразительности речи для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры , упражнения, приемы развития разных видов интоннации у детей дошкольного возраста | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание интонационной выразительности речи
у детей дошкольного возраста.
«Нельзя представить себе человека,
говорящего без интонации,
мимики и жеста.»
Н.И. Жинкин
В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.
Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Педагог при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь педагога, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
Педагог имеет большие возможности для влияния на интонационную выразительность детской речи. Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы ребенку в его повседневной жизни. Нужно показать ему, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.
Организовывая какое-нибудь мероприятие (приглашение гостей, посещение другой группы, совместный утренник), педагог тактично, иногда в шутливой вопросительной форме напоминает детям о том, как надо разговаривать. В таких играх, как «Телефон», «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма («Поздоровайтесь негромко, приветливо»,— напоминает взрослый перед входом в библиотеку и заботливо спрашивает у сотрудников, не помешали ли им, извиняется за доставленное беспокойство).
Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
Путем кропотливой повседневной работы решаются и такие задачи, как воспитание мягкого приветливого тона разговора. На всех занятиях педагог следит за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался к слушателям, принимал спокойную позу, объясняет, почему это важно. В младших группах можно использовать игровое упражнение, которое заключается в том, что кукла выполняет необходимые действия: правильно берет указку, становится к картине боком, громко называет изображенное на картине и др. (игровые действия с игрушкой выполняет взрослый).
В старших группах используется такой прием как: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая ее, чтобы видели все, неправильные — черной.
Во всех группах при воспитании интонационной выразительности речи оправдано применение подсказывающей формы вопроса, так как такой прием облегчает ребенку поиск выразительного средства, помогает найти наиболее точное определение, например: Какое стихотворение — веселое или грустное? Как звучат слова Васи — ласково или грубо?
Очень эффективен прием — чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили».
В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» — вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками, изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Живости и естественности интонации способствует включение в текст потешек (стихотворения) имени кого-либо из детей, присутствующих на занятии.
Активный прием — творческие задания. Варианты таких заданий разработаны
Л. С. Фурминой: подойти к товарищу и попросить у него игрушку так, чтобы остальные могли определить, как ее попросили (вежливо, обидчиво, резко и т. п.).
Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо, по-своему.
Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений. Для формирования интонационной выразительности речи рекомендуется ряд интересных упражнений:
1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Взрослый говорит предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Ласточка летит.).
2. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.
Педагог предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Более сложно сформировать произвольную выразительность.
В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения.
В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте.
В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).
Очень важная задача — развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение — весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.).
«Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
2. Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Кисонька-мурысонька,
- Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
-Что там делала?
- Муку молола. И так далее.
3. «Эхо» - выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: «ууу» - гудок паровоза, «ааа» - крик ребенка; слоги «га-га-га, ко-ко-ко»; слова «ауу», имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
4. «Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
6. «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).
7.«Оркестр» - отработка голоса и ритма. Трубачи: «ру - ру – ру» - грубый голос, скрипачи: «ри - ри – ри» - более тонкий голос, ударники: «ра - ра – ра» - отрывистый ритм.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
и его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, Тихо, Тихо...
(С. Маршак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...
Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"
Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоци...
Интонационная выразительность у детей дошкольного возраста
консультация для родителей подготовительной группы...
Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...
Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...
Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Пояснительная записка У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...