Игры по лексике и грамматике
картотека по логопедии (средняя группа)

Побылова Ирина Юрьевна

Картотека лексико-грамматических игр для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры для средней группы18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для родителей:

" В гостях у зайца"

Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными   суффиксами,   2.   относительные   имена   прилагательные   от   имен существительных. Ход:

На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик.

Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.»

Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку." (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).

Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля.

Суп какой? (картофельный)

Испеку пирог из яблок. Пирог какой? (яблочный).

Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).

Выжму сок из апельсина. Сок какой? (апельсиновый).

Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)."

Педагог: "Ребята, чем вас угощал зайчик? " (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).

"Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».

Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.

«Ласковое  слово» 

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы — волосики»

Голова — …, лоб — …, брови — …, ресницы — …, глаза — …, затылок — …, щеки — …, нос — …, подбородок — …, рот — …, язык — …, горло — …, зубы — …, уши — …, грудь — …, губы — …, руки — …, локти — …, пальцы — …, ногти — …, плечи — …, шея — …, спина — …, живот — …, ноги — …, колени — …, пятки — …, лопатки — … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

— У меня глаза.

— У тебя глазки. У меня рот.

— У тебя ротик. У меня нос.

— У тебя носик. У меня зубы.

— У тебя зубки. У меня локти.

— У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша — Сашенька, Алена — Аленушка, Лена — …, Вова — …, Женя — …, Алеша — …, Дима — …, Коля — …, Ваня — …, Вася — …,  Оля — …, Таня — …, Катя — …, Люда — …, Наташа — …, Люба — …, Света — …, Лиля — … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме «Человек и его здоровье«; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову — части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»;  чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что  над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? — На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий  объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос — нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят — …, дышит — …, трогают — …, слышат — …, жуют — …, нюхает — …, работают — …, стоят — …, говорит — …, бегают — …, машут — …, пишут — … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает — …,  дышит, ест и говорит — …, шьют, пишут, играют — …,  слушают и слышат — …, жуют, кусают и сжимаются — …, думает, кивает, вертится — … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: — активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

-упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

— уточнять представления детей о реальных объектах;

— развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

— развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

— только одного цвета — цвета своего озера;

— искаженной формы;

— искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди — роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово — определение к ОБЪЕКТУ — глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов — определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой — маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная — здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные — короткие, большие — маленькие, сильные — слабые, красивые, стройные — кривые, крепкие, развитые (мышцы),  устойчивые и т.д

Руки: сильные — слабые, большие — маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые — грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные — короткие, густые — редкие, кудрявые — прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой — маленький, широкий — узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов

Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...

Картотека игр, упражнений и заданий по лексике и грамматике

Картотека заданий и упражнений по лексике и грамматике....

занятие по развитию лексики и грамматики "Детский сад и школа"

Задания, приведенные в конспекте позволят активизировать и расширить словарный запас по данной теме...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики  в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...

Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР

Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики  в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...

Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....