Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников
статья по коррекционной педагогике
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_na_razvitie_leksiki_i_grammatiki_dlya_doshkolnikov.odt | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить лексикон ребенка и формировать грамматический строй. Рассмотрим варианты, которые можно использовать в ДОУ.
Тематические недели стали традиционной формой работы в ДОУ. Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Предлагаю вам классические речевые игры по развитию лексико-грамматических категорий языка.
Проводить их можно практически на любом наглядном материале окружающем нас.
Игра «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
- Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска - это… овощи.
Игра «Закончи предложение»
Цель: расширение словарного запаса, употребления обобщающих слов, развитие внимания, слуха и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Береза – это дерево.
Кукла – это …
Вертолет – это …
Игра «Назови предмет другими словами».
Самолет – воздушный транспорт с крыльями.
Тарелка – посуда, из которой мы едим.
Компот – напиток, который варят из фруктов.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Игра «Похожие слова»
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
приятель - друг ;
грусть - печаль;
пилот - летчик;
еда - пища.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Дорога широкая, а тропинка… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед… Горький лук – сладкая…(конфета). | Черепаха не быстрая, а (медлительная). Волк не добрый, а (злой). Слон не легкий, а (тяжелый). |
Игра «Подбери словечко». Какой, какая, какое, какие?
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер;
«свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);
«свежее» (молоко, мясо, варенье).
Шапокляк (какая?) – вредная, противная, злая.
Кот в сапогах (какой?) – смелый, находчивый, умный, ловкий.
Баба Яга (какая?) – злая, вредная, опасная, страшная.
Игра «Один-много».
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Стол – столы – много столов.
Пень – пни – много пней.
Игра «Весёлый счет» (Один, два, пять).
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Один слон – два слона - пять слонов.
Игра «Животные и их детеныши».
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названия детенышей животных, закрепление навыков словообразования.
У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца – зайчонок.
Игра «Назови части предмета».
Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
У чайника есть ручка, крышка, носик, дно.
Игра «Назови ласково».
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, активизация и расширение словарного запаса детей по темам.
Соловей - соловушка,
Кукла - куколка.
Игра «Живое – неживое».
Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах.
Игра «Чего не стало? ».
Цель: активизация словаря. Учить узнавать и называть предмет на картинках.
Игра «Бюро находок» или «Чей, чья, чье?»
Цель: усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок.
Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо).
Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное).
Игра «Из чего сделано?»
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Рукавички из кожи – кожаные рукавички;
Мяч из резины – резиновый мяч.
Игра «Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать).
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: расширение словарного запаса.
Корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит…
Игра «Заветное слово». Один из участников назначается ведущим и начинает задавать вопросы. В ответах обязательно должно прозвучать слово, с которым играют. Например «лопата».
Цель: употреблять предложно-падежные конструкции, формировать мышление детей.
- Как тебя зовут? – Лопата.
- Что ты ешь на завтрак? – Лопату.
- На чем ты приехал в садик? – На лопате.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в дупле? - Белка.
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания.
Собака – бежит, идёт, стоит, сидит, лежит, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
Игра «Небылицы»
Цель: расширять словарный запас и грамматический строй, развивать фантазию детей.
Кошки летают по небу.
Коровы громко квакают.
Игра «Пожалей». Какими бы словами ты пожалел…
Цель: развивать словарный запас, учить детей милосердию и готовности всегда прийти на помощь.
Девочку, которая потеряла ключ от дома.
Бездомного котенка.
Бабушку, которая несет тяжелые сумки.
Игра «Распутай слова».
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
Игра «Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки, употребление предлогов.
Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
Игра «Придумай предложение». Каждое новое предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.
Мы ходили в лес за грибами и попали под дождь. Дождь сегодня льет целый день. День…
Мне очень пригодились такие дидактические пособия как «Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок» авторы: Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. и, особенно, «Обогащаем словарный запас» автор Ткаченко Т.А. и «Большая книга заданий по развитию речи» Ульевой Е.
На речевое развитие детей дошкольного возраста влияют и загадки. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, развивают в ребенке догадливость, сообразительность, указывают на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.
Загадки можно придумывать самим, хорошим помощником на начальном этапе станут альбомы Арбековой Н.Е. 6-7 лет.
Игра «Попробуй отгадай»
Это животное, любит морковку, зимой меняет шубку с серой на белую. Кто это? – Заяц.
Это насекомое. Очень высоко прыгает. – Кузнечик.
Это день недели. Он идет после вторника. – Среда.
На спине пропеллер, любит варенье, все время хвастается. Кто это? (Карлсон).
Стоит отметить, что диалогическая речь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Общаясь с детьми важно приучать их выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых, общаться друг с другом.
Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги. Пересказы, составление своих рассказов, а также заучивание стихов и скороговорок, способствуют обогащению словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов
Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...
Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»
Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...
Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"
Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в п...
Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией
В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей....
Речевые игры с мячом для развития лексико-грамматического строя у дошкольника
Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.Грамматический строй реч...