Речевые игры на развитие лексики и грамматики для дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Старцева Вера Владимировна

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить лексикон ребенка и формировать грамматический строй. Рассмотрим варианты, которые можно использовать в ДОУ.

Тематические недели стали традиционной формой работы в ДОУ. Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Предлагаю вам классические речевые игры по развитию лексико-грамматических категорий языка.

 

Проводить их можно практически на любом наглядном материале окружающем нас.

Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

  • Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска - это…  овощи.

Игра «Закончи предложение»

Цель: расширение словарного запаса, употребления обобщающих слов, развитие внимания, слуха и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Береза – это дерево.

Кукла – это …

Вертолет – это …

Игра «Назови предмет другими словами».

Самолет – воздушный транспорт с крыльями.

Тарелка – посуда, из которой мы едим.

Компот – напиток,  который варят из фруктов.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Яблоко, слива, огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Игра «Похожие слова»

Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

приятель - друг ;

грусть - печаль;

пилот - летчик;

еда - пища.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Дорога широкая, а тропинка…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

Горький лук – сладкая…(конфета).

Черепаха не быстрая, а (медлительная).

Волк не добрый, а (злой).

Слон не легкий, а (тяжелый).

Игра «Подбери словечко». Какой, какая, какое, какие?

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер;

«свежая» (булочка, новость, газета, скатерть);

«свежее» (молоко, мясо, варенье).

Шапокляк (какая?) – вредная, противная, злая.

Кот в сапогах (какой?) – смелый, находчивый, умный, ловкий.

Баба Яга (какая?) – злая, вредная, опасная, страшная.

Игра «Один-много».

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Стол – столы – много столов.

Пень – пни – много пней.

Игра «Весёлый счет» (Один, два, пять).

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Один слон – два слона - пять слонов.

Игра «Животные и их детеныши».

Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названия детенышей животных, закрепление навыков словообразования.

У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца – зайчонок.

Игра «Назови части предмета».

Целью данной игры является обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.

У чайника есть ручка, крышка, носик, дно.

Игра «Назови ласково».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, активизация и расширение словарного запаса детей по темам.

Соловей - соловушка,

Кукла - куколка.

Игра «Живое – неживое».

Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах.

Игра «Чего не стало? ».

Цель: активизация словаря. Учить узнавать и называть предмет на картинках.

Игра «Бюро находок» или «Чей, чья, чье?»

Цель: усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе.

Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок.

Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо).

Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное).

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Рукавички из кожи – кожаные рукавички;

Мяч из резины – резиновый мяч.

Игра «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать).

Игра «Кто как голос подает?»

Цель:  расширение словарного запаса.

Корова  мычит,  тигр  рычит, змея шипит, комар пищит…

Игра «Заветное слово». Один из участников назначается ведущим и начинает задавать вопросы. В ответах обязательно должно прозвучать слово, с которым играют. Например «лопата».

Цель: употреблять предложно-падежные конструкции, формировать мышление детей.

- Как тебя зовут? – Лопата.

- Что ты ешь на завтрак? – Лопату.

- На чем ты приехал в садик? – На лопате.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Кто живёт в будке? - Собака.

Кто живёт в дупле? - Белка.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания.

Собака – бежит, идёт, стоит, сидит, лежит, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Игра «Небылицы»

Цель: расширять словарный запас и грамматический строй, развивать фантазию детей.

Кошки летают по небу.

Коровы громко квакают.

Игра «Пожалей». Какими бы словами ты пожалел…

Цель: развивать словарный запас, учить детей милосердию и готовности всегда прийти на помощь.

Девочку, которая потеряла ключ от дома.

Бездомного котенка.

Бабушку, которая несет тяжелые сумки.

Игра «Распутай слова».

 Цель: учить составлять предложения,  используя данные слова.

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

Игра «Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки, употребление предлогов.

Ход игры.  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

Игра «Придумай предложение». Каждое новое предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

Мы ходили в лес за грибами и попали под дождь. Дождь сегодня льет целый день. День…

Мне очень пригодились такие дидактические пособия как «Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок» авторы: Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Савченко С.Ф. и, особенно, «Обогащаем словарный запас»  автор Ткаченко Т.А. и «Большая книга заданий по развитию речи» Ульевой Е.

На речевое развитие детей дошкольного возраста влияют и загадки. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, развивают в ребенке догадливость, сообразительность, указывают на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.

Загадки можно придумывать самим, хорошим помощником на начальном этапе станут альбомы Арбековой Н.Е. 6-7 лет.

Игра «Попробуй отгадай»

Это животное, любит морковку, зимой меняет шубку с серой на белую. Кто это? – Заяц.

Это насекомое. Очень высоко прыгает. – Кузнечик.

Это день недели. Он идет после вторника. – Среда.

На спине пропеллер, любит варенье, все время хвастается. Кто это? (Карлсон).

Стоит отметить, что диалогическая речь  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Общаясь с детьми важно приучать их выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых, общаться друг с другом.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги. Пересказы, составление своих рассказов, а также заучивание стихов и скороговорок, способствуют обогащению словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов

Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет...

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников

  Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в п...

Виды нарушений речи и особенности развития лексики и грамматики у детей с речевой патологией

В статье затронута тема того, когда же можно диагностировать возможные трудности в обучении детей....

Речевые игры с мячом для развития лексико-грамматического строя у дошкольника

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных речевых навыков.Грамматический строй реч...