«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
учитель-логопед первой
квалификационной категории
Никиткина Анна Юрьевна
Всем давно известно, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием. Много раз мы слышали фразу Василия Александровича Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И если у ребенка выявляют речевые проблемы, то родителям часто советуют начать активно развивать мелкую моторику. Но часто встречаются дети, у которых мелкая моторика развита на высоком уровне, а речевые проблемы все равно присутствуют. В чем же дело?
Действительно ли есть связь между развитием речи и мелкой моторики? Нужно ли развивать мелкую моторику?
Безусловно, нужно! Но важно знать, как это делать.
Последние исследования говорят о развитии не самой мелкой моторики как точных, скоординированных движениях, а о развитии моторного планирования у ребенка.
Моторное планирование – это умение выстроить действие, которое необходимо совершить. Моторное планирование находится между идеей и совершением действий.
Если ребенок совершает какое-либо действие автоматически, то это навык, который уже усвоен и не требует планирования. Моторное планирование появляется тогда, когда возникает новая задача, когда необходимо сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Например, если Вас попросят прыгнуть в высоту с шестом. Вы начнете думать с какой скоростью, с какой дистанции вам разбежаться, как прыгнуть. Это и есть этап моторного планирования. Как только Вы перестанете задумываться о порядке действий при выполнении прыжка, это значит, что это действие перешло на уровень двигательных навыков. Двигательный навык не требует моторного планирования и выполняется легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Речь – это сложный, многогранный процесс, который требует сложного моторного планирования.
Тренировка моторного планирования общей и мелкой моторики действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для воспроизведения речи.
Так как моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий, то развивать мелкую моторику необходимо на неосвоенных, непривычных материалах, требующих от ребенка осознанного моторного планирования.
Ежедневно собирая одни и те же пазлы, пирамидки, вкладыши ребенок вырабатывает двигательный навык и выполняет эти действия автоматически, не задумываясь. Эти игры конечно способны отвлечь ребенка, но они уже не требуют моторного планирования и значит не несут развивающей нагрузки.
Если вы отметили, что у ребенка легко получается выполнять какое-либо действие, значит оно перешло в двигательный навык и уже не несет развивающего значения. Те действия, которые вызывают трудности и не получаются (а значит требуют моторного планирования), отрабатываем тщательно и поэтапно пока они тоже не перейдут на уровень автоматизма.
Эффективность упражнений повышается при выполнении движений по сигналу, под счет или со стихотворным сопровождением.
Важно заниматься развитием моторного планирования ежедневно по 5-7 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...
статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."
В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....
«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы с...
« Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Задачи самообразования :-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;-разработать и подобрать...
«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мелкой моторикой в педагогике и психологии принято называть всю совокупность тонких движений. Умение совершать тонкие манипуляции с мелкими предметами, ловкость пальцев и подвижность кисти обеспечиваю...
«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
quot;Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений" в помощь воспитателям, которые не могут определиться с темой саморазвития на учебный год. В данной статье...
Развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее значение. Самый благоприятный период для развития речи - с 2 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Име...