«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
"Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений" в помощь воспитателям, которые не могут определиться с темой саморазвития на учебный год. В данной статье представлены цели и задачи, которые ставит перед собой педагог перед началом изучения данного материала, ожидаемые результаты в ходе реализации работы, представлен перспективный план работы с детьми, родителями воспитанников, цели и ход самореализации, представлена используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя
«Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2024-2025 учебный год
Воспитатель: Алабина Ольга Владимировна
Цель:
Для педагога: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Для детей: формировать у детей основы речевого развития на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
- Дать знания родителям воспитанников о значимости пальчиковых игр, о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
- Развивать логическое мышление, воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
- На протяжении всего учебного года создавать для детей эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками.
Актуальность
Работая в группе раннего возраста, меня заинтересовал вопрос: речь некоторых детей только формируется, у других уже активна. Почему так происходит? Чтобы найти ответы на свои вопросы, я обратилась к педагогической и научной литературе, к литературе современных педагогов (таких, как Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников», Савиной Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»). В дошкольном возрасте большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказан тот факт, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, можно считать, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга человека. Дальнейшее развитие ребенка зависит от того, насколько ловко он научится управлять своими пальчиками. С развитием мелкой моторики связано развитие памяти, внимания, словарного запаса ребенка. В своей работе для развития речи ребенка использую активно пальчиковые игры. Выбор темы по самообразованию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» неслучайный. Данная тема в раннем возрасте актуальна, так как речь детей этого возраста несовершенна или совсем отсутствует. Игры (организованные или спонтанные), в том числе и пальчиковые, сопровождаются зачастую речью взрослого, их можно превратить в мини – представления. Они доставляют детям радость и увлекают их. Всего несколько повторов, и дети могут их запомнить и воспроизвести самостоятельно. Благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе тесные и доверительные взаимоотношения между воспитателем, детьми и родителями воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- формирование интереса к развивающим и пальчиковым играм, представления о нетрадиционных видах изобразительной, за счет чего движения пальцев рук станут более точными, станет более совершенной зрительно-моторная координация;
- расширение активного словарного запаса;
- повышение компетентности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Перспективный план реализации самообразования 2024-2025
месяц | Содержание работы | ||
педагог | дети | родители | |
сентябрь | 1.Подбор и изучение литературы по теме самообразования. 2.Разработка перспективного плана работы. 3.Организация и осуществление индивидуального подхода, учета привычек ребенка, контроля за его физическим состоянием. 4.Создание предметно-пространственной среды для игр-занятий, общения со сверстниками, воспитателем. | -Игры детей с крупной мозаикой разных цветов. -Изображение пальчиками различных фигур «Очки», «Бинокль», «Домик». -Знакомство с красками. Рисование в нетрадиционной технике «Веточка рябины» (отпечатки пальчиков на бумаге) -Разучивание пальчиковых игр «Капуста», «Как живешь?», «Моя семья». | -Вводное родительское собрание. -Рекомендации для родителей «Нетрадиционная техника рисования». |
октябрь | 1.Анализ показателей уровня развития мелкой моторики детей 2.Изучение Интернет-ресурсов по теме самообразования. 3.Реализация проекта «Волшебные пальчики». | -Цикл занятий по нетрадиционному рисованию: «Яблочки румяные на дереве растут», «Птички зёрнышки клюют» (рисование пальчиками). -Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». -Разучивание игр на развитие тактильного восприятия «Гладкий - шершавый», «Чудесный мешочек». | -Оформление папки-передвижки «Как воспитать у детей интерес к рисованию». -Презентация проекта «Волшебные пальчики». |
ноябрь | 1.Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации творческих способностей детей. 2.Подготовить цикл рекомендаций, памяток, брошюр, буклетов для родителей на тему «Развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности нетрадиционным способом». | -Заучивание новой пальчиковой игры «Лапки – царапки», повторение игры «Капуста». -Рисование щепоткой пальцев «Следы котёнка». -Тычок жёсткой полусухой кистью. «Лесной житель – ёж». -Рисование карандашом «Соедини по точкам». | -Рекомендации для родителей на информационном стенде в приемной «Почему с детьми нужно проводить пальчиковые речевые игры?», «Как проводить с ребенком пальчиковые речевые игры дома?». |
декабрь | 1.Разработка конспектов занятий по нетрадиционной технике рисования. | -Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» «Ладушки-ладушки» «Сорока-сорока». -Оттиск поролоновой губкой «Украсим кукле платье». -Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка», «Окно», «Домик». | Рекомендации для родителей «Рисуем дома». |
январь | 1.Размещение методических разработок на сайтах в интернете. 2.Создание пособия на развитие тактильных ощущений: «Коллекция тканей», «Коллекция бумаги». | -Рисование ватными палочками «Новогодняя ёлочка». -Оттиск картофелем «Светофор». -Пальчиковая гимнастика «Как у нашего кота», «Этот пальчик бабушка», «Ладошки». | -Рекомендации для родителей «О роли и важности проведения пальчиковых игр». |
февраль | 1.Организация выставки детских работ для родителей. 2.Изучение методической литературы по теме самообразования. | -Пальчиковая гимнастика «Обезьянки» «Мальчик-пальчик» «Бумажный мячик». -Рисование ладошкой «Птички». - Игра «сортируем макароны». | -Информация на стенд «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». - Папка-передвижка «Знакомство с колючими мячиками су-джок». |
март | 1.Участие в конкурсах для педагогов. 2.Участие в вебинарах. 3.Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок | -Печатание пластиковой бутылкой «Букет цветов» - коллективная работа. -Рисование расчёской «Дождик». -Пальчиковая гимнастика «Два маленьких кузнечика», «Маленькая мышка», «Паучок». | -Выставка детских работ в приемной. -Вечерние посиделки с родителями по созданию пальчикового театра из фетра по мотивам русских народных сказок. |
апрель | 1.Подготовка мастер-класса для педагогов и родителей. 2.Изготовление настольно-печатных игр. 3.Познакомиться с передовым педагогическим опытом педагогов в журналах «Дошкольная педагогика». 4.Изучение опыта работы коллег через интернет – ресурсы. | -Рисование смятой бумагой «Одуванчики». -Рисование воздушными шарами «Цветы». -Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Шалун», «Мизинчик». - Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками. -Игры с прищепками (нанизываем по цветам). | -Проведение мастер – класса для родителей «Рисуем дома нетрадиционными способами». -Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома». |
май | 1.Самоанализ плана самообразования. 2.Проведение контрольного диагностического исследования. 3.Размещение материала на интернет сайтах. 4.Внедрение в работу подготовленного материала. | -Техника –набрызгивания «Звёздочки на небе». -Рисование штампами «Украсим бантик». -Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое», «Коготки», «На работу». | -Мастер-класс для родителей «Как рисовать дома с детьми, используя технику набрызгивания». |
Представление практического применения
- оформление папки-передвижки «Как воспитать у детей интерес к рисованию».
- участие в вебинаре «Рисуем с малышами»
- участие в творческом конкурсе
- мастер-класс «Чудо-тесто»
- составление конспектов занятий
- составление отчёта о проделанной работе за год.
Список используемой литературы:
- Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
- О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
- Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Сасообразование воспитателя...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....
План самообразования на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи....
« Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Задачи самообразования :-изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;-разработать и подобрать...
Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»
laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...
«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Мелкой моторикой в педагогике и психологии принято называть всю совокупность тонких движений. Умение совершать тонкие манипуляции с мелкими предметами, ловкость пальцев и подвижность кисти обеспечиваю...