Презентация "Внутренняя речь"
презентация по логопедии
Представлена презентация о механизмах порождения внутренней речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_rech.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1934 Одна из основных идеи “Мышления и речи” связана с феноменом так называемой внутренней речи. Попытка определить характер и свойства внутренней речи, предпринятая Л.С. Выготским, по сути есть одна из первых попыток создания модели речепорождения.
Феномен внутренней речи сам по себе не регистрируется. Л.С. Выготский выводит идею внутренней речи, отталкиваясь от наблюдений Ж. Пиаже над детской монологической речью, называемой иначе эгоцентрической речью
Опыты Ж.Пиаже Опыты Л.С. Выготского эгоцентрическая речь у детей до 6,5 лет занимает 44-47% речи. В ситуациях затруднения коэффициент эгоцентрической речи удваивается, она приобретает регулирующий поведение характер. Если в раннем возрасте эгоцентрическая речь по времени сопровождает действие ребенка, то впоследствии она все более сдвигается к началу действия и приобретает характер планирования . эгоцентрическая речь является промежуточным звеном между аутической и социализированной речью и отмирает по достижению ребенком семилетнего возраста Изначально речь ребенка является социальной, обусловленной общением с родителями, далее речь разделяется на эгоцентрическую и коммуникативную и вскоре на основе эгоцентрической речи (А.Р. Лурия дополняет: через этап затихания — шепотной речи) возникает внутренняя речь, которая является основой мышления, “черновиком” внешней речи, своего рода посредником между мышлением и речью.
Проблема изучения внутренней речи Определить характер внутренней речи непосредственно невозможно, так как она недоступна прямому исследованию. Внутренняя речь восходит к эгоцентрической, а последняя вполне доступна для наблюдения и описания.
Л.С. Выготский установил:
Тема-рематический подход “Тема — при актуальном членении предложения та его часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания или ремы)”. Это определение почти полностью совпадает с тем определением, которое Выготский дал психологическому подлежащему и психологическому сказуемому. То, что Выготский называл подлежащим, является темой, а то, что он называл сказуемым, является ремой. Такое понимание делает высказывания Выготского непротиворечивыми с лингвистической точки зрения. В эгоцентрической речи детей опускается тема, потому что она дана конситуативно , присутствует вещно , в виде игрушек, окружения ребенка, но остается рема — то, что должно произойти, сделаться с темой. Тема является известным, а рема — неизвестным, переменной, которая каждый раз требует подстановки значений.
Основные выводы Внутренняя речь отличается по структуре от внешней тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...