Презентация "Внутренняя речь"
презентация по логопедии

Неделько Оксана Вячеславовна

Представлена презентация о механизмах порождения внутренней речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_rech.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя речь

Слайд 2

1934 Одна из основных идеи “Мышления и речи” связана с феноменом так называемой внутренней речи. Попытка определить характер и свойства внутренней речи, предпринятая Л.С. Выготским, по сути есть одна из первых попыток создания модели речепорождения.

Слайд 3

Феномен внутренней речи сам по себе не регистрируется. Л.С. Выготский выводит идею внутренней речи, отталкиваясь от наблюдений Ж. Пиаже над детской монологической речью, называемой иначе эгоцентрической речью

Слайд 4

Опыты Ж.Пиаже Опыты Л.С. Выготского эгоцентрическая речь у детей до 6,5 лет занимает 44-47% речи. В ситуациях затруднения коэффициент эгоцентрической речи удваивается, она приобретает регулирующий поведение характер. Если в раннем возрасте эгоцентрическая речь по времени сопровождает действие ребенка, то впоследствии она все более сдвигается к началу действия и приобретает характер планирования . эгоцентрическая речь является промежуточным звеном между аутической и социализированной речью и отмирает по достижению ребенком семилетнего возраста Изначально речь ребенка является социальной, обусловленной общением с родителями, далее речь разделяется на эгоцентрическую и коммуникативную и вскоре на основе эгоцентрической речи (А.Р. Лурия дополняет: через этап затихания — шепотной речи) возникает внутренняя речь, которая является основой мышления, “черновиком” внешней речи, своего рода посредником между мышлением и речью.

Слайд 5

Проблема изучения внутренней речи Определить характер внутренней речи непосредственно невозможно, так как она недоступна прямому исследованию. Внутренняя речь восходит к эгоцентрической, а последняя вполне доступна для наблюдения и описания.

Слайд 6

Л.С. Выготский установил:

Слайд 7

Тема-рематический подход “Тема — при актуальном членении предложения та его часть, которая содержит что-то известное, знакомое и служит отправной точкой (основой) для передачи нового (ядра высказывания или ремы)”. Это определение почти полностью совпадает с тем определением, которое Выготский дал психологическому подлежащему и психологическому сказуемому. То, что Выготский называл подлежащим, является темой, а то, что он называл сказуемым, является ремой. Такое понимание делает высказывания Выготского непротиворечивыми с лингвистической точки зрения. В эгоцентрической речи детей опускается тема, потому что она дана конситуативно , присутствует вещно , в виде игрушек, окружения ребенка, но остается рема — то, что должно произойти, сделаться с темой. Тема является известным, а рема — неизвестным, переменной, которая каждый раз требует подстановки значений.

Слайд 9

Основные выводы Внутренняя речь отличается по структуре от внешней тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...