Методы исследования мозговых структур (текст к презентации)
статья по логопедии

Неделько Оксана Вячеславовна

В тексте кратко описаны методы исследования мозговых структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_issledovaniya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методы исследования мозговых структур в реализации речевых процессов

         (слайд 2) Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевых процессов  внесли нейропсихологические исследования А.Р. Лурия. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

(слайд 3)        Так , например существенную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов – фонемы. Например: люк, лак, лук или бар – пар. Различение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным. Фонемы – это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербальной функции фонематический слух. Нарушения в этой области делают невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.

(слайд 4)Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память, и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему.

При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

(слайд 5) Важные сведения о мозговой организации речевых процессов были получены и с помощью метода ЭЭГ-анализа, и компьютерной томографии Как показали результаты ЭЭГ-анализа, при вербальных операциях (составление слов из букв) усиливается степень взаимодействия областей левого полушария, участвующих в речевой деятельности. В правом полушарии отмечается взаимодействие лобной и затылочной области; вовлечение зрительной проекционной зоны связано со зрительным предъявлением букв.

О вовлечении структур правого и левого полушария в вербальную деятельность свидетельствует и избирательное усиление метаболизма в определенных корковых зонах, обнаруживаемое в томографических исследованиях.

Показано участие в речевой деятельности глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.

 Метод ЭЭГ имеет большое значение  при острой сенсорной афазии и эпилепсии. Поэтому только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме ЭЭГ может проводиться у детей с поведенческими отклонениями. При нормальной ЭЭГ нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС. Выраженная умственная отсталость и задержка речи у маленького ребенка являются абсолютными показаниями к проведению ЭЭГ.

(слайд 6 )Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, которые возникают в ответ на раздражители сенсорного характера. Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать весьма ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения.

(слайд 7 )Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением речевого развития достаточно нечасто. Основные показания к проведению КТ являются:

При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.

  • наличие симптомов перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта
  • гидроцефальный синдром
  • наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС.

(слайд 8 ) допплерография мозговых артерий (ТКДГ)

Транскраниальная допплерография сосудов головного мозга (ТКДГ) – современный метод диагностики, который позволяет оценить давление, скорость и характер кровотока. Использование транскраниального допплера дает возможность врачам изучить строение и функциональность артерий и вен. Метод широко применяют для оценки кровоснабжения головного мозга, исследования области краниовертебрального перехода и шейного отдела позвоночного столба

(слайд 9 ) нейропсихологическое тестирование Большинство нейропсихо-логических тестов созданы для измерения «высших функций мозга», т.е. они фокусируются на когнитивных навыках и способностях. Эти тесты созданы для того, чтобы помочь диагностировать повреждение мозга или его дисфункцию у одних пациентов и помочь выявить поведенческие эффекты повреждения мозга у других

Экспресс-методика нейропсихологического обследования детей по Л.С. Цветковой.

Тесты

Инструкция

Анализ симптомов и возможных ошибок

Гнозис

Акустический гнозис.

Фонематический слух:

а) повторение звуков

б) нахождение букв, соответствующих звукам;

в) повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем

Повторяй за мной звуки:

Б; П; К; Г; Т; Д; О; Р; ба-па, па-ба, та-да-да-та;

найди букву П; а теперь Б и т.д.

Повторяй за мной: забор-собор, дом-том-лом-ком; запор-забор-собор

Пробы направлены на исследование речевого слуха, повторение слов, серий слов, на слухоречевое запоминание и воспроизведение. Проверяется в основном фонематический слух. Возможны ошибки: замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии, нестойкость запоминания слов.

Все эти ошибки могут говорить о дисфункции средней и верхней височной извилины коры левого полушария.

Если будут только замены оппозиционных звуков, то это дисфункция зоны Вернике.

Могут быть ошибки и из-за дефектов моторного звена (кинетического и кинестетического) в речи (заднелобные и нижнетеменные зоны коры мозга)

Речь

Номинативная функция речи

Называние предметов (или предметных картинок)

Назови то, что нарисовано на картинке, которую я тебе покажу

Задержки актуализации слов-наименований, замена слов (вербальные или литеральные парафазии), персеверации. Трудности называния предметов и ошибки связаны с незрелостью височно-теменных и заднелобных зон коры левого полушария

Включение пропущенных слов в предложение.

«На берегу…сидит рыбак и…рыбу».

«За партой сидит…и пишет…»

Я скажу предложение, но в нем будут пропущены некоторые слова.

Ты должен вставить в предложение пропущенные слова. А теперь повтори предложение.

Добавь нужные слова в это предложение

Исследуется активный выбор слова, учет контекста и смысла заданного предложения (речь и речевое мышление).

Снижение уровня развития речи – объема словаря, интервербальных связей слова в предложении, несформированность речи на уровне предложения, трудности синтаксирования могут говорить в пользу слабости или дисфункции лобновисочных отделов коры левого полушария

Слухо-речевая память:

2 пары по 3 слова – окно-хлеб-ветер; пирог-колодец-топор

Я буду говорить тебе слова, ты должен их запомнить. Позже я буду спрашивать.

Повтори первые 3 слова. Теперь повтори вторые 3 слова.

А теперь скажи, какие были первые 3 слова и какие были вторые 3 слова

Исследуется слухо-речевая память в условиях гомогенной интерференции.

Возможны ошибки: перестановки слов в каждом ряду, уменьшение количества слов в ряду, контаминация рядов, вербальные парафазии, вплетения других слов, замена слов первого ряда словами второго ряда и наоборот. Все это говорит о повышенной тормозимости речевых следов, о ретро- и проактивном торможении.

При нарушении непосредственного запоминания слов можно думать о незрелости стволовых структур мозга. Нарушение отсроченного запоминания слов может говорить о незрелости коры височных отделов левого полушария мозга

Интеллект

Пересказ рассказа

Я тебе прочитаю рассказ, а ты его запомни, постарайся понять, а потом перескажешь (после пересказа рассказа ребенка спрашивают, в чем смысл рассказа или чему учит рассказ)

Возможные ошибки:

1.Ошибки памяти: незапоминание содержания, частичное воспроизведение;

2.Ошибки мышления: непонимание содержания, непонимание смысла;

3.Речевые ошибки: бедная, неразвернутая речь; бедная лексика; короткие фразы;

4.Непонимание смысла рассказа: неспособность к вычленению морали рассказа.

Ошибки могут говорить о дисфункции лобных зон коры левого полушария  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование слоговой структуры слова

Мониторинг исследования динамики развития детей...

Исследование слоговой структуры слова

Исследование слоговой структуры слова...

Презентация "Методы исследования при врачебно-педагогических наблюдениях"

Презентация разработана в рамках проекта "Я и моё здоровье" для детей старшего дошколльного возраста....

Методы исследования мозговых структур

В презентации описаны основные методы исследования мозговых структур: метод нейровизуализации, ЭЭГ-анализ, допплерография мозговых артерий....

Буклет для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций"

В буклете рассматривается роль  1, 2, и 3 блоков мозга (по А.Р.Лурия)  в формировании и функционировании высших психических функций. предлагаются коррекционные упражнения для развития этих м...

Презентация для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений"

Рассматриваются признаки дизонтогенеза 1, 2 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) и игры и упражнения для развития этих мозговых структур...