Методы исследования мозговых структур
презентация по логопедии
В презентации описаны основные методы исследования мозговых структур: метод нейровизуализации, ЭЭГ-анализ, допплерография мозговых артерий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В презентации описаны основные методы исследования мозговых структур | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевых процессов внесли нейропсихологические исследования А.Р. Лурия . Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.
Так , например существенную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов – фонемы. Например: люк, лак, лук или бар – пар. Различение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.
Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо‑речевую память, и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике , где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему.
Важные сведения о мозговой организации речевых процессов были получены и с помощью метода ЭЭГ‑анализа , и компьютерной томографии
Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, которые возникают в ответ на раздражители сенсорного характера. Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать весьма ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения
Методы нейровизуализации , в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением речевого развития достаточно нечасто.
Транскраниальная допплерография сосудов головного мозга (ТКДГ) – современный метод диагностики, который позволяет оценить давление, скорость и характер кровотока.
Нейропсихологическое тестирование Экспресс диагностика Цветковой Л.С.
тесты инструкция анализ симптомов Гнозис Акустический гнозис . Фонематический слух: а) повторение звуков б) нахождение букв, соответствующих звукам; в) повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем Повторяй за мной звуки: Б; П; К; Г; Т; Д; О; Р; ба-па , па-ба , та-да-да-та ; найди букву П; а теперь Б и т.д. Повторяй за мной: забор-собор, дом-том-лом-ком ; запор-забор-собор Пробы направлены на исследование речевого слуха, повторение слов, серий слов, на слухоречевое запоминание и воспроизведение. Проверяется в основном фонематический слух. Возможны ошибки: замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии, нестойкость запоминания слов. Все эти ошибки могут говорить о дисфункции средней и верхней височной извилины коры левого полушария. Если будут только замены оппозиционных звуков, то это дисфункция зоны Вернике . Могут быть ошибки и из-за дефектов моторного звена (кинетического и кинестетического) в речи ( заднелобные и нижнетеменные зоны коры мозга)
тесты инструкция анализ симптомов Речь Номинативная функция речи Называние предметов (или предметных картинок) Назови то, что нарисовано на картинке, которую я тебе покажу Задержки актуализации слов-наименований, замена слов (вербальные или литеральные парафазии), персеверации. Трудности называния предметов и ошибки связаны с незрелостью височно-теменных и заднелобных зон коры левого полушария
тесты инструкция анализ симптомов Включение пропущенных слов в предложение. «На берегу…сидит рыбак и…рыбу». «За партой сидит…и пишет…» Я скажу предложение, но в нем будут пропущены некоторые слова. Ты должен вставить в предложение пропущенные слова. А теперь повтори предложение. Добавь нужные слова в это предложение Исследуется активный выбор слова, учет контекста и смысла заданного предложения (речь и речевое мышление). Снижение уровня развития речи – объема словаря, интервербальных связей слова в предложении, несформированность речи на уровне предложения, трудности синтаксирования могут говорить в пользу слабости или дисфункции лобновисочных отделов коры левого полушария
Источники: А.Р. Лурия «Язык и сознание: Издательский дом: Издательство Московского университета Год издания: 1979 Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики 3-е изд. Издательство: Либроком . Серия: Из наследия мировой психологии. Год: 2009. Кол-во страниц: 256. Л.С. Цветкова, А.В. Цветков «Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования»,2012-120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование слоговой структуры слова
Мониторинг исследования динамики развития детей...
Методы исследования мозговых структур (текст к презентации)
В тексте кратко описаны методы исследования мозговых структур....
Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»
Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу представить вам один из лучших методов актив...
Буклет для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций"
В буклете рассматривается роль 1, 2, и 3 блоков мозга (по А.Р.Лурия) в формировании и функционировании высших психических функций. предлагаются коррекционные упражнения для развития этих м...
Презентация для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений"
Рассматриваются признаки дизонтогенеза 1, 2 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) и игры и упражнения для развития этих мозговых структур...
Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности»
Мастер-класс для педагогов «Кинезеология как метод развития мозговой деятельности» Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня я хочу представить вам один из лучших методов актив...
Тема самообразования: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод развития мозговой деятельности) 2022 -2023 уч.год
План работы по самообразованию воспитателя Савельевой Ирины Владимировны на 2022 -2023 учебный годТема: «Зарядка для ума и тела» (кинезиологические упражнения- как метод раз...