Презентация для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений"
презентация по коррекционной педагогике

Дмитриева Елена  Александровна

Рассматриваются признаки дизонтогенеза 1, 2 и 3 блоков мозга (по А.Р. Лурия) и игры и упражнения для развития этих мозговых структур

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 240» Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций. Речевые нарушения как следствие нейропсихологических отклонений. Учитель-логопед Дмитриева Е.А.

Слайд 2

"Невозможно перепрыгнуть через ступени развития, нарастить на незрелой коре мозга то, что ещё только в зачатке, начать развивать «самую высшую» функцию, не отработав те, которые лежат иерархически ниже. Невозможно в полном дисбалансе функций начать лелеять королеву-речь." О.И.Азова - директор медицинского логоцентра , кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ

Слайд 3

Нейропсихология — наука, изучающая мозговую организацию психических процессов

Слайд 4

Тяжёлые речевые нарушения часто имеют под собой физиологическую основу – недоразвитие или дисфункцию определённых мозговых структур.

Слайд 5

Концепция о трех функциональных блоках мозга А.Р. Лурия .

Слайд 6

I блок мозга - энергетический блок - «фундамент дома» Формируется от внутриутробного периода до1-2-3 лет. . Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 90 %. Р егулирует уровень бодрствования, эмоциональные состояния (страх, боль, удовольствие, гнев), мотивационные состояния. Закладывается база движений для более высоких уровней когнитивного развития и эмоционально-волевой сферы :

Слайд 7

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга: истощаемость , утомляемость, вялость; эмоциональная неуравновешенность; это дети невротики, реагируют на любой стимул окружающего мира , повышенная частота заболеваний, гипотонус или гипертонус ; двигательная неловкость; синкинезии ; сужение полей зрения. -

Слайд 8

2 блок получения, переработки и хранения информации – «стены дома» Формируется от 1-2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Слайд 9

Из-за недостаточности 2 блока мозга у детей страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр, неправильное расположение их в тетради ); нарушена координация, моторная неловкость; несформированность сенсомоторных координаций; несформированность пространственных представлений.

Слайд 10

3 блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – «крыша дома » Функции: программирование , целеполагание , контроль за протеканием собственной деятельности, о беспечение регулирующей функции речи

Слайд 11

Признаки нарушений в развитии 3-го блока мозга: трудности самоконтроля, дети обычно не учитывают общих норм поведения и правил; их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности; дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения; тенденция к упрощению любой программы; не могут решать смысловые задачи; в письме -это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений; крайне бедная речь.

Слайд 12

приложение

Слайд 13

Упражнения для развития 1 блока мозга Телесные подвижные : развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии . Глазодвигательные: способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения. Дыхательные: правильное дыхание и полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять сначала лежа, сидя, и стоя; Растяжки : оптимизация тонуса является одной из самых важных задач Массаж и самомассаж : массаж пальцев рук, ушных раковин. Релаксация способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения.

Слайд 14

Упражнения для развития 2 блока мозга Соматогностические , тактильные и кинестетические процессы. Зрительный гнозис . Пространственные и « квазипространственные » представления. Пространственные схемы и диктанты. Конструирование и копирование. - « Квазипространственные » (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление). Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Мнестические процессы Номинативные процессы.

Слайд 15

Соматогностические , тактильные и кинестетические процессы «Повтори позу». « Телесные фигуры, буквы и цифры». «Рисунки и буквы на спине и на ладонях ». « Предметы с различной фактурой поверхности». «Игра с палочками ». « Распознай буквы — получишь слово».

Слайд 16

Зрительный гнозис « Разрезные картинки » « Выбор недостающего фрагмента изображения » « Чего здесь не хватает?» « Дорисуй предмет до целого » « Что перепутал художник?» « Фигура и фон». « Лабиринт». « Допиши букву». « Письмо в воздухе». « Исправь ошибки».

Слайд 17

Пространственные и « квазипространственные » представления Пространственные схемы и диктанты. Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). « Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». « Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». «Покажи направление». « Графические диктанты».

Слайд 18

« Квазипространственные » (логико-грамматические) речевые конструкции « Положи предмет...», «Где лежит предмет?», « Нарисуй предлог». Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?) « Синонимы и антонимы». « Закончи предложение, ответь на вопросы» («Перед тем как прийти домой...»).

Слайд 19

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы « Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение. «Шумящие коробочки». Развитие чувства ритма. « Игра в рифму» («кошка — мошка — поварешка»). « Первый звук, последний звук» (ягода: на "м" начинается на "а" заканчивается - малина). « Буква изменилась» (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова (дом-дым).

Слайд 20

Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос) Задания на развитие всех видов памяти . « Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать ). « Перевод из тактильной в слухоречевую модальность» (ощупать и назвать ). « Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). « Перевод из зрительной в слухоречевую модальность». « Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

Слайд 21

Номинативные процессы « Я знаю пять...». « Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая...»). « Сравнение понятий» (морковь сладкая, а редька — ...). «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества?). «Объясни» (блюдце — это..., масленка — это...).

Слайд 22

Упражнения для развития 3 блока мозга Коммуникативные упражнения Индивидуальные - направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом. Парные - способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые - дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Слайд 23

Упражнения по визуализации и релаксации Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Когнитивные упражнения способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Слайд 24

Таким образом, нейропсихологические подходы в логопедической работе позволяют осознать проблему более глубоко и развернуто. Помогают определить причины различных речевых нарушений и оказать помощь в формировании базовых функций для овладения ребенком устной речью и обучения письму и чтению.

Слайд 25

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Буклет для педагогов "Роль различных мозговых структур в формировании и функционировании высших психических функций"

В буклете рассматривается роль  1, 2, и 3 блоков мозга (по А.Р.Лурия)  в формировании и функционировании высших психических функций. предлагаются коррекционные упражнения для развития этих м...

Ритмизация как метод развития высших психических функций и произвольности у детей, имеющих речевые нарушения.

Целесообразность использование метода ритмизации в комплексном развитии детей, имеющих речевые нарушения. Виды ритмизации. Практические приемы к каждому виду ритмизации....

Доклад "Система условий как фактор, обеспечивающий полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становления личности ребёнка"

Основная цель коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного вклю...

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...