Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Цель: Поиск и применение наиболее оптимальных методов и приемов в работе учителя-логопеда с дошкольниками, способствующих укреплению и сбереганию здоровья.
Технология: Кинезиология
Задачи:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Цель: Поиск и применение наиболее оптимальных методов и приемов в работе учителя-логопеда с дошкольниками, способствующих укреплению и сбереганию здоровья.
Технология: Кинезиология
Задачи:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Методологическая основа: Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
- Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;
- Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
- Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Методы и приемы:
- Артикуляционные упражнения
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Упражнения для развития мелкой моторики
- Упражнения для развития общей моторики
- Зеркальное рисование
- Упражнения, направленные на релаксацию
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении трудностей в обучении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Образовательная кинезиология – это часть кинезиологии, которая использует простые движения для интеграции функций мозга.
Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад, американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.
Задачи образовательной кинезиологии– развитие мелкой и крупной моторики рук, развитие межполушарных связей, развитие мышления и речи, развитие памяти и внимания, развитие способностей, синхронизация работы полушария, устранение дислексии.
В своей работе я использую следующие кинезиолоогические методы и приемы. Так как я работаю в группе коррекционной направленности с детьми с амблиопией, косоглазием я активно применяю в своей работе зрительную гимнастику (упражнения для снятия напряжения с глаз и гармонизации межполушарного взаимодействия). Для развития зрительно – моторной координации, формирования графомоторных навыков, умения сосредотачиваться, я использую прием зеркального рисования (Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга). Для развития мелкой моторики применяю пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры, которые стимулируют речевые зоны головного мозга. Работу провожу с нитью на бумаге, игры со спичками, палочками, оригами объёмное, плоскостное, мозаика, игры с фантиками, с галькой, с бусинками, крупной крупой, самомассаж кистей и пальцев рук (использование су-джок). Большинство детей имеют трудности не только в сформированности мелкой моторики, но и в общей моторики. Для формирования координации движений крупной моторики я использую различные кинезиологические упражнения («Ленивые восьмёрки», «Перекрёстные шаги»), которые развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
В связи с тем, что большая часть детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, имеет общее недоразвитие речи, я систематически провожу упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, и упражнения на формирование правильного речевого дыхания. Очень любят дети релаксационные упражнения, расслабляющие. Они снимают напряжение с нервной системы, успокаивают и улучшают работоспособность.
Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал, предлагаю детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Заключение
Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И кинезиологические упражнения помогут привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечат гармоничное развитие дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.
В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ"
Методическая разработка раскрывает основные направления работы с дошкольниками с применением здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Будет интересна как педагогам, ...
Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....