Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда
рабочая программа по логопедии на тему

Бумарскова Ирина Владимировна

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда

             

1. Диафрагмальное дыхание.

               Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.

Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубокого», «диафрагмального» дыхания.

При таком дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

               По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществляется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.

             Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

Вариант глубокого дыхания — нижнереберное дыхание, когда к работе диафрагмы подключаются нижние межреберные мышцы. Это дыхание наиболее экономично и надежно при повышенных и продолжительных нагрузках.

              При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется

преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь при этом не должна подниматься.

              Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выработки статического дыхания, т.е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя» и в движении. Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдоха.

               Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении. Первые упражнения лучше проводить лежа на спине: одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – носом, выдох – ртом.

                Вначале это беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: а______х, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с______. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__с___ш___.

Игра «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

                Дыхательные упражнения в разных вариациях я использую на занятиях при проведении физ.минуток.

2. Фонетическая ритмика. 

                  Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

                  В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с тяжелой речевой патологией. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

                Фонетическая ритмика развивает крупную моторику тела, способствует автоматизации звуков, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов, формирование фонематического слуха. Поэтому я использую фонетическую ритмику на занятиях по произношению в старшей группе для детей с ОНР.  В качестве помощи в выделении и осознании звуковой стороны слова важно  продемонстрировать детям звучащее слово как последовательность звуков еще до того, как они начнут учиться звуковому анализу. Определить длительность звучания слов и последовательную смену одного звука другим помогают различные приемы и пособия:

- фонетическая ритмика;

-«звуковые линейки», моделирующие последовательное появление звуков при  произнесении слова;

- «звуковые часы»- многофункциональное пособие, позволяющее детям самостоятельно находить слова, сходные - различные по звучанию, длине.

Как наиболее эффективный прием (по моему мнению) в обучении понимания детьми лексического значения слова, зависимого от его фонематического состава, использую прием фонетической ритмики. Так, при противопоставлении в словах:

- разных начальных фонем- ложка- кошка;

- оппозиционных фонем- зуб- суп;

- разных гласных звуков- лак- лук;

- разных согласных фонем в конце, середине слова- нож-нос, коза- коса

 с помощью движений, соответствующих нужному звуку, можно не только определить его позицию в слове, но и показать. Ведь, как известно, взаимодействие речевого, слухового анализаторов с речедвигательным, определяет формирование качества фонематического слуха, звукопроизношения.

               С этой целью провожу игры: «Найди себе пару» - подобрать похожее слово, «Подскажи звук»- договорить в конце слова нужный звук, «Какое слово задумано?»- назвать нужный звук в начале слова, «Нарисуй похожее слово»- сходное со словом «жук»- лук.

               

                   

3. Стрельниковская дыхательная гимнастика.

               Это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся- нюхаем, приседаем- нюхаем и т.д. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Систематические занятия гимнастикой повышают работоспособность, внимание, улучшают память, вносят разнообразие в «словесные» формы работы.

            На логопедических занятиях стрельниковская дыхательная гимнастика в сочетании со специальными звуковыми упражнениями применяется как один из успешных методов работы по выработке дыхания. Эта гимнастика позволяет работать с просодической стороной речи на новом качественном уровне, улучшая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гнусавость и нарушения темпа и ритма речи.

            В своей работе упражнения гимнастики использую в качестве физминуток на занятиях по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целесообразность применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

методическая разработка "Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ"

Методическая разработка  раскрывает основные направления работы с дошкольниками  с применением  здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Будет интересна как педагогам, ...

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда

1. Диафрагмальное дыхание.2. Фонетическая ритмика.3. Стрельниковская дыхательная гимнастика....