Экологические проекты: что могут дошкольники или как готовить малышей к жизни в будущем?
проект по логопедии (подготовительная группа)
Использование светового песочного планшета в проектной деятельности в рамках экологического проекта "Песок и Камни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni._polza_i_vred.pptx | 648.93 КБ |
ohrana_kamney.pptx | 266.02 КБ |
ПСП | 18.52 КБ |
konspekt_zanyatiya_pesok_i_kamni.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Обучение для будущего. Использование ИКТ (световые песочные планшеты) в проектной деятельности».
ИКТ
Одним из условий профессиональной деятельности педагога в соответствии с ФГОС, является владение ИКТ-компетенциями необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Под ИКТ подразумевается использование, в том числе и компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и пр., то есть всего того, что может представлять, широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ в образовательном процессе способствует созданию новых средств для развития детей, использование новой наглядности, преобразованию предметно-развивающей среды.
И где, как ни в проектной деятельности, современному педагогу находить применение ИКТ.
Использование светового песочного планшета в проектной деятельности.
Различные методики рисования песком и на песке открывают широкие возможности для коррекции, развития и обучения дошкольников.
Помимо того, что песок обладает уникальным удивительным свойством убирать проявление негативных эмоций, использование песочного рисования улучшает память, развивает мелкую моторику, координацию, пластику, зрительное восприятие, воображение, фантазию.
Данный вид деятельности стимулирует ускоренное развитие мышления ребёнка. Развиваются межполушарные связи, т.к. в рисовании участвуют обе руки. Во время работы с песком проявляется способность ребёнка создавать символы. Происходит изменение образного мышления. Повышается речевая мотивация. Совершенствуются коммуникативные навыки, благодаря совместной деятельности, например при создании общей картины. Повышается познавательная активность, закрепляются полученные знания и умения.
Приемы в работе со световым песочным планшетом
Создание фона: основные способы – «наброс», «насыпание».
Способы рисования: щепотка, песочная струя (одна точка-круг, зигзаг, дуга, линия, замкнутые линии, спираль), рисование пальцами, кулачком, ребром, тыльной стороной ладони одной руки и обеими руками одновременно, рисование подушечками пальцев и т.д. )
В работе могут использоваться различные трафареты, гребни и др. материалы.
Использование песочного светового планшета подразумевает создание иллюстраций, песочной анимации на заданную тему. Так, к примеру, в групповом проекте «Радуга экспериментирования» использование планшетов позволяет ребенку быстро и наглядно изобразить круговорот воды в природе, нарисовав море, облака, дождь, снег. Или, знакомясь со свойствами песка, изобразить пустыню, движение песка в пустыне, показать в рисунке разрушение камня под воздействием природных климатических явлений.
Используя цветовые возможности планшета, можно не только создавать сюжеты, окружающего нас разнообразного мира (леса, моря, земля, небо, горы, ..) , но и к примеру, изобразить изменения, происходящие в природе, связанные со сменой времен года, временем суток и т.д. …. А так же, можно закреплять полученные знания детьми в ходе экспериментальной деятельности. В качестве примера, можно привести опыт с водой, при добавлении в которую т.н. «волшебной жидкости» и встряхивании, меняется цвет. Очередность смены цвета воды ребенок легко может изобразить, используя пульт управления.
Работа с песком является многогранным методом и увлекательным занятием для любого ребенка, а также представляет из себя одну из самых доступных и результативных форм взаимодействия с детьми.
Мы создаем картины, используя свое воображение, а картины для воображения мы черпаем у самой природы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) «КАМНИ и ПЕСОК».
Программное содержание:
- Содействовать формированию интереса к неживой природе (камни, песок), к исследовательской работе.
- Познакомить детей с различными видами камней, их свойствами; со свойствами сухого и влажного песка.
- Определить свойства камней и песка экспериментальным путем.
- Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах.
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Развивать у детей представления о самоценности природы;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
- Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Оборудование: емкости с водой, пустые емкости ,ложки (совочки), палочки, коллекция камней, песочница, трубочки, салфетки; для каждого ребенка: одноразовые тарелки, лупы, цветной песок, планшеты для индивидуальной работы.
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, книг, наборов открыток, марок. Беседы о профессиях (геолог, каменщик). Просмотр фильмов «Жизнь камня», «Поющий бархан».
Художественная литература:
А.И. Никитов “Полезные ископаемые”, “Охрана недр земли”, “Заповедник камней”, “Памятники неживой природы”. Просмотр видеофильмов “Саяны”, “Водопады”, “Байкал”, сказок П. Бажова, В. Волкова “Волшебник изумрудного города”. Экскурсия в Гелогический музей, музей Природы, в лес, на стройку, на речку.
Материал: плакаты, иллюстрации, картинки, “ящик ощущений”, коллекция камней, лупы по количеству детей, емкости с водой, молоток, краски, кисточки, салфетки.
Обогащение словаря: искусственный, шероховатый, гладкий, галька, облицовка, гранит.
Ход заятия:
Геолог (Г): - Здравствуйте, ребята. Я геолог. Вы, знаете кто такой геолог?
(Ответы детей)
Геолог – это разведчик. Он находит, где на земле и под землей скрыты полезные ископаемые и составляет карты, чтобы люди могли пользоваться богатствами нашей земли.
Геологу часто приходится разгадывать загадки природы и у меня для
вас тоже есть загадка, если вы ее разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня с вами поговорим.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый , большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Г: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о свойствах этого природного материала. И чтобы их определить предлагаю пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Ставят опыты, эксперименты, наблюдают за тем или иным изучаемым предметом (живым или неживым, как сегодня). Предлагаю разделиться на 2 команды. Часть ребят будут сначала экспериментаторами, др. часть - наблюдателями. Потом мы поменяемся ролями.
Работа с 1-ой подгруппой
Посмотрите, на столах у вас лежат камни. Откуда они появились в природе? (горы разрушаются под воздействием ветра, морозов, осадков - камни, которые на поверхности земли, есть камни, которые залегают в глубинах земли - в недрах. Их ищут и добывают геологи, шахтеры, а в сказках гномы. Среди них много драгоценных камней, из которых делают великолепные украшения.
Работа в лаборатории
- Они разной формы и размеров
(определите, есть ли среди ваших образцов камни морские? Пролежавшие очень долго в море? Объясните чем они отличаются – гладкие, округлая форма, плоские).
Рассматриваем в лупу- имеют, дырочки, трещинки, бороздки
- Они не меняют форму. Как можно это определить? (Сжать)
- Они твердые. Как вы это определите? (постучать, поцарапать)
Камень может нагреваться ( прижимаем к щеке - холодный, дышим на камушек, прижимаем- теплый)
- Тяжелые, тонут в воде (опустить в воду).
- Меняют цвет - становятся темнее от воды.
- Не растворяются в воде (помешать ложечкой в стакане с водой).
На последок, говоря о камнях, давайте подумаем, где использует человек в совей жизни природный камень - ответы детей…
Работа со 2-ой подгруппой.
Г: отгадайте загадку:
«Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Целый день в него играть».
Что это - ?
Дети: Песок
Г: Где можно встретить песок?
Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря, в пустыне.
Г. Как он появился? - Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы, то они называются песком.
Песок можно обнаружить везде, где горы подвергаются природному воздействию. Одно из мест с наибольшим залеганием песка — морской берег и пустыни.
Но откуда пески в пустынях? Большая часть песка нанесена в пустыни ветром. В некоторых случаях пустынный песок образован разрушением гор. Есть случаи, когда пустыни были первоначально морским дном, но тысячелетия назад вода отступила.
Г: А сейчас будем проводить опыты с песком.
Возьмём совочки и насыплем немного песка в формочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?
песок сыпучий.
Г: Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?
Дети: Зёрнышек – песчинок. Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.
Г: песчинки – это крошечные многоугольники разной формы.
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседям», т.к. между ними воздух
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Г: Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (опускается трубочка). Что происходит с песчинками?
Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.
Песочные барханы в пустынях. Песок движется по пустыне, благодаря ветрам собирается в высокие песчаные горы – барханы.
Г: А теперь я налью немного воды, смочу песок и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?
Аналогичный опыт проводят дети
А теперь мы поиграем.
Все будете песчинками, а все вместе кучей песка. Я включу вентилятор – фен (ветер) и как вы думаете, что произойдёт с песком?
Дети: Он разлетится.
Г: А когда ветер успокоится, песчинки летят на землю.
(Все дети играют 2 раза).
Г: Затем прошёл дождь, я соберу, весь песок в кучу и песок слипнется.
(Дети собирают в «кучу»)
Г: Затем опять поднялся ветер. Что произошло с песком?
Дети: Песок лежит на месте.
Г: Правильно, песок как лежал, так и остался лежать.
Г: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.
Г: А теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или сухой?
Дети: В сухой.
Г: сухой песок рыхлый, песчинки не склеенные, поэтому в сухой втыкать легче.
Давайте взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.
Какой тяжелее?
Дети: Мокрый.
Г: Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода.
Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?
Дети: Из мокрого.
Г: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.
Ребята, а песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Берёт грязную воду и пропускает её через песок).
Г: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?
Дети: Стала чище, прозрачнее.
Г: Песок – это природный фильтр, он очищает воду.
Г: С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. (Демонстрация слайдов).
И мы сейчас попробуем порисовать, как маленькие художники.
Работа на индивидуальных планшетах
А теперь давайте пройдем по нашей песочной галерее и посмотрим песочные картины. (Дети рассматривают рисунки, автор рассказывает, что он нарисовал и как: пальчиком, кулачком, ребром ладони, щепоткой, присыпал песком).
Г: Как вы думаете, для чего нужен песок?
Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.
Песок — очень полезный материал. Он употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для младших дошкольников «Солнышко на ножке»
Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Публикация содержит подробную карту проекта и план его реализации....
Экологический проект для младших дошкольников «Живая природа»
Экологический проект для младших дошкольников «Живая природа» Тип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...
Методическая разработка. Экологический проект для младших дошкольников ДОУ «Добрые наши друзья»
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками...
«Художественно - экологический проект «Экосказка для дошкольников»
Большое значение будет иметь экологическая сказка для воспитания и развития дошкольника. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы,...
Экологический проект .Олимпиада для дошкольников "Эколята, молодые защитники природы"
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...
Экологический проект для старших дошкольников
Экологический проект для старших дошкольников "Осень чудная пора"...
"Осень-чудная пора..." Экологический проект для старших дошкольников
quot;Осень-чудная пора..."Экологический проектдля старших дошкольников...