Мастер – класс. «Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Харитонова Ольга Анатольевна

    В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, снимает эмоциональное напряжение, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс.

«Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников».

    В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, снимает эмоциональное напряжение, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

    Я сформулировала модель реализации эффективной техники коррекции речи с включением тактильного и кинестетического анализаторов.

   Чем больше анализаторов, тем эффективней работа над поставленной задачей. Моя модель эффективной техники коррекции речевых нарушений выглядит так: я – играю – слышу – вижу – произношу – действую и в результате – правильно говорю.

Цель: Развивать речь детей через тактильно – кинестетические игры.

Задачи:

1.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения. 2.Формировать ассоциативные связи между тактильно-кинестетическими ощущениями и различными материалами.

3. Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на тактильно-кинестетическую чувствительность.

 4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством игр и упражнений.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

I этап: Подготовительный

   Инновационный вариант проведения артикуляционной гимнастики с опорой на тактильно-кинестетическую чувствительность.

   Ребенок проводит пальчиком по картинке с определенным материалом и выполняет артикуляционное упражнение. Пальчик и язычок действуют одновременно. Позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, повышается результативность.


«Зоопарк»

 «Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
  Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот.

    Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем — перестанем И нисколько не устанем.

   Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот! Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

    Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я — веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Покатался Язычок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики!

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой.

        II этап: Использование тактильно-кинестетических ощущений для решения определенных коррекционных задач 

Формирование лексико-грамматических категорий¬ (словообразование, словоизменение) c использованием тактильно-кинестетических игр.

«Веселые поварята»

"Золушка"

  Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

   Учимся правильно употреблять относительные прилагательные

 ( геркулесовая, гречневая каша…)

Что внутри?"

     Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. 
   Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Тактильные шарики» ( мячики)

     В коробке находятся шарики разные по материалу (пластмассовые, деревянные, металлические и др.), по величине, по массе, поверхность шариков – гладкая, скользкая, шероховатая, колючая, ворсистая. Ребенку предлагают рассмотреть и ознакомиться на ощупь с шариками, отмечая их качественные признаки, а затем с завязанными глазами взять в руки шарик и рассказать о его признаках.

     Так же ни для кого не секрет, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук ребенка. Поверхность мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.  Мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

 Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(
Сжимать мячик правой рукой, затем левой).

 По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

«Ёжик»

Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают между ладоней)

   Работа над звукопроизношением – автоматизация и дифференциация звуков с опорой на тактильно- кинестетическую чувствительность.

   За каждым из «проблемных» звуков закреплен определенный материал и цвет. В основе выбора материала и цвета лежит выработка ассоциативных связей между конкретным звуком и определенным материалом. Например, звуки [р], [р’]: материал - ребристая поверхность, цвет – розовый и т.д. Цвет и материал, закрепленный за звуком, присутствует во всех играх. Когда ребенок начинает овладевать правильным произношением звука, постепенно убираем материал, закрепленный за звуком, остается цвет - подсказка. Далее убираем цвет. В результате ребенок уверенно пользуется звуком в самостоятельной речи, у него развивается фонематический слух и идет интенсивное развитие психических процессов.

 « В гости к буквам».

"Отгадай букву"

   На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут букву. Ребенок должен определить, что это за символ.

Примечания:

1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше.

2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины.

3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.

Всем известна буква «А» —
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.

Буква Б — у мамы в бусах,
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке!

«Выложи букву»

"Найди ладошку"

     На вертикальной основе расположены ладошки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью и т.д.
Ребенку предлагают рассмотреть и ознакомиться на ощупь с ладошками разной фактуры, а затем с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых ладошек. А для детей старшего дошкольного возраста очень полезны игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет.    

    Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

 

"Угадай, что внутри"

   Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами на определенную лексическую тему (овощи, игрушки и т.д.). Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает? 

  Старшим дошкольникам можно предложить вариант игры с буквами.

     Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс "Синквейн как эффективое средство коррекции речи дошкольников с ОНР"...

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

инновационная технология развития речи «Синквейн», и ее значение  в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, грамматическом оформлении фразы, развитии асс...

Конспект мастер-класса "Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников"

мастер-класс. знакомство с технологией синквейн, обучение составлению синквейна...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....

Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»

Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...