Мастер – класс. «Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, снимает эмоциональное напряжение, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс.
«Тактильно-кинестетические игры в коррекции речи старших дошкольников».
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, снимает эмоциональное напряжение, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
Я сформулировала модель реализации эффективной техники коррекции речи с включением тактильного и кинестетического анализаторов.
Чем больше анализаторов, тем эффективней работа над поставленной задачей. Моя модель эффективной техники коррекции речевых нарушений выглядит так: я – играю – слышу – вижу – произношу – действую и в результате – правильно говорю.
Цель: Развивать речь детей через тактильно – кинестетические игры.
Задачи:
1.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения. 2.Формировать ассоциативные связи между тактильно-кинестетическими ощущениями и различными материалами.
3. Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на тактильно-кинестетическую чувствительность.
4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством игр и упражнений.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
I этап: Подготовительный
Инновационный вариант проведения артикуляционной гимнастики с опорой на тактильно-кинестетическую чувствительность.
Ребенок проводит пальчиком по картинке с определенным материалом и выполняет артикуляционное упражнение. Пальчик и язычок действуют одновременно. Позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, повышается результативность.
«Зоопарк»
«Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем — перестанем И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот! Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я — веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Покатался Язычок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики!
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой.
II этап: Использование тактильно-кинестетических ощущений для решения определенных коррекционных задач
Формирование лексико-грамматических категорий¬ (словообразование, словоизменение) c использованием тактильно-кинестетических игр.
«Веселые поварята»
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
Учимся правильно употреблять относительные прилагательные
( геркулесовая, гречневая каша…)
Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
«Тактильные шарики» ( мячики)
В коробке находятся шарики разные по материалу (пластмассовые, деревянные, металлические и др.), по величине, по массе, поверхность шариков – гладкая, скользкая, шероховатая, колючая, ворсистая. Ребенку предлагают рассмотреть и ознакомиться на ощупь с шариками, отмечая их качественные признаки, а затем с завязанными глазами взять в руки шарик и рассказать о его признаках.
Так же ни для кого не секрет, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук ребенка. Поверхность мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
«Ёжик»
Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну-зайчишке,
Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,
Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают между ладоней)
Работа над звукопроизношением – автоматизация и дифференциация звуков с опорой на тактильно- кинестетическую чувствительность.
За каждым из «проблемных» звуков закреплен определенный материал и цвет. В основе выбора материала и цвета лежит выработка ассоциативных связей между конкретным звуком и определенным материалом. Например, звуки [р], [р’]: материал - ребристая поверхность, цвет – розовый и т.д. Цвет и материал, закрепленный за звуком, присутствует во всех играх. Когда ребенок начинает овладевать правильным произношением звука, постепенно убираем материал, закрепленный за звуком, остается цвет - подсказка. Далее убираем цвет. В результате ребенок уверенно пользуется звуком в самостоятельной речи, у него развивается фонематический слух и идет интенсивное развитие психических процессов.
« В гости к буквам».
"Отгадай букву"
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут букву. Ребенок должен определить, что это за символ.
Примечания:
1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше.
2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины.
3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.
Всем известна буква «А» —
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.
Буква Б — у мамы в бусах,
Буква Б — в больших арбузах,
В доброй, милой бабушке
И красивой бабочке!
«Выложи букву»
"Найди ладошку"
На вертикальной основе расположены ладошки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью и т.д.
Ребенку предлагают рассмотреть и ознакомиться на ощупь с ладошками разной фактуры, а затем с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых ладошек. А для детей старшего дошкольного возраста очень полезны игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет.
Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами на определенную лексическую тему (овощи, игрушки и т.д.). Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Старшим дошкольникам можно предложить вариант игры с буквами.
Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"
Мастер-класс "Синквейн как эффективое средство коррекции речи дошкольников с ОНР"...
Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»
инновационная технология развития речи «Синквейн», и ее значение в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, грамматическом оформлении фразы, развитии асс...
Конспект мастер-класса "Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников"
мастер-класс. знакомство с технологией синквейн, обучение составлению синквейна...
Конспект мастер-класса "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи старших дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе....
Мастер – класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер – класс«Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников» Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как с...
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»
Мастер-класс «Использование дидактических пособий по развитию речи старших дошкольников»...