Статья: "Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".
статья по логопедии

Лепехина Светлана Викторовна
В статье рассматривается роль такой здоровьесберегающей технологии, как сказкотерапия, а также значимость этого метода в коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Лепехина Светлана Викторовна

                                                            учитель-логопед

МДОУ  «Детский сад № 19

Ворошиловского района Волгограда»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Аннотация: в статье рассматривается роль такой здоровьесберегающей технологии, как сказкотерапия, а также значимость этого метода в коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Наш детский сад посещают дети дошкольного возраста с ОВЗ.  В основном – это неврологические нарушения, являющиеся следствием  органического поражения центральной и периферической нервной системы.   У детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая  ослабленность. 

Данная группа детей, как правило, имеет тяжелые дефекты речи.  Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка,  она развивает речь.

 Метод сказкотерапии  является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

При исправлении дефектов звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих. Учитывая эту особенность, в своей работе мы активно используем прием сюрпризного момента. На занятие к детям приходит сказочный персонаж, любимый и знакомый детям. "С помощью" Незнайки или Колобка дети выполняют артикуляционную гимнастику, фонетическую зарядку.

При работе над звуковым анализом слова используются дидактические игры: "Выбери угощение для Карлсона со звуком В", "Назови сказку, сказочный персонаж на определенный звук" и т.д.

Важным моментом в коррекции речи детей является работа по обогащению словаря. Используя сказки для расширения словаря детей, проводится следующая  работа:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- придумывание однокоренных слов;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор обстоятельств;

- называние пропущенных слов в сказке.

Логопедическая работа по развитию речи детей требует внимания и к формированию грамматического строя. В этом направлении проводятся следующие формы работы:

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- составление предложений с определенным словом, несколькими словами;

- распространение предложения;

- составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

- упражнение "Закончи предложение" и т.д.

Большое место в работе с детьми отводится развитию связной речи. Детям предлагается  несложный речевой материал (диалоги, короткие сказки.) В играх-диалогах используются различные маски зверей, которые вводят детей в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду, страх и т.д. Диалоги  проводятся в форме различных игр и инсценировок, в ходе которых, лексический материал повторяется, закрепляется и анализируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о переносном значении.

При работе со сказкой используется прием опорного моделирования. Модели сказок помогают не только наглядно представить какой-то объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, повествование сопровождается условными картинками-символами. В дальнейшем дети сами рассказывают по опорным моделям и составляют схемы сюжетов. По готовым схемам можно придумывать новые сказки, варьируя последовательностью сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия, время. С изменением сюжета рождается новая сказка.

При пересказе сказок активно применяем сюжетные картинки, которые являются для ребенка планом или схемой пересказа. По ним легко устанавливается последовательность действий.

Дети любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир. Сказка является, той формой и образцом речи, которые раньше других овладевают вниманием и интересом детей и оказывают влияние на развитие их языка. Дети отдают предпочтение рассказыванию, чем чтению вслух. Задача рассказывания сказки - доставлять удовольствие, радость ребенку и этим путем развивать ум, чувства и речь. Простой, ясный, выразительный, образный язык сказки доступен и понятен, он в то же время способствует усовершенствованию и обогащению языка детей.

Рассказывание сказки сопровождаем показом игрушек-марионеток, кукольного театра, пальчикового театра. Одну и ту же сказку рассказываем каждый день, в течение недели. Детям приятно узнавать, им это доставляет радость. Они начинают подсказывать, говорят вместе с педагогом, действуют с персонажами сказки. В конце недели, дети сами рассказывают сказку, с использованием кукол или надевают маски сказочных персонажей.

Интересным развивающим приемом является  беседа с персонажами сказок. Такая работа проводится сразу после прочтения сказок, пока свежи их впечатления. Заранее готовятся сказочные персонажи, с которыми будет происходить общение. Это могут быть и куклы, и сами дети.

Особое место в работе со сказкой занимает  театрализация сказки, которая способствует более глубокому пониманию её содержания, обогащает эстетическое восприятие детей. Такую радость дарят нашим детям артисты, приглашенные в детский сад для показа театрализованных представлений.  Просмотр спектаклей детьми способствует развитию речи, обогащает её и делает  более эмоциональной, выразительной, грамотной.

Важным моментом в коррекции и воспитании детей с речевыми расстройствами являются праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов, сказок.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений дает возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми-логопатами. Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно развиваются чувство уверенности и творческие способности.

Планирование этой работы осуществлется совместно с музыкальным работником. Обязательно учитываем возрастные и психологические особенности: одни дети молчаливы, нерешительны, внутренне скованы, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. Для замкнутых, неуверенных детей не предъявляем высоких требований к их деятельности, поддерживаем, отмечаем малейшие успехи.

Интересной деятельностью для детей является показ спектакля или небольшой сценки на празднике. Здесь возможны разные варианты. При составлении сценариев стараемся подбирать материал, доступный для понимания детей и посильный для участия в праздниках.

Приемов работы со сказкой огромное множество. Важно умело отобрать нужные сказки и уместно их использовать в развивающем обучении детей. Каждая сказка - кладезь ресурсов, нужно только помочь ребенку увидеть их, проанализировать и использовать.

Сказка способствует активизации речи детей. "Проживая" сказочную ситуацию ребенок обогащает свою речь новым содержанием. Тексты расширяют словарный запас, помогают строить грамматически правильные диалоги, активно влияют на развитие связной речи.

Главные цели логопедической работы - коррекция речевых нарушений и воспитание правильной речи. Сказкотерапия – один из эффективных методов решении этих задач.

Список используемой литературы:

1.        Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: ООО «Речь», 2004.

2.        Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.

3.        Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым»ребенком. – СПб.: ООО «Речь», 2006.

4.        Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в   психотерапии. М.: «Информационный центр психологической культуры», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста".

В статье указано значение развивающих игр Монтессори, Воскабовича, Никитина... для развития творческих способностей, психических процессов детей дошкольного возраста. Развитие детей проходит в неприну...

Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике.   Мнемотехника -  иск...

Статья "Использование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейш...

Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...

Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...

СТАТЬЯ «Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Память – это основа   психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, н...

Статья «Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста»

Статья " Использование интерактивного пола в работе с детьми дошкольного возраста"...