Дифференциация звуков Т-Ч
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ч’]–[т], [т’]
I. Четко произносить слоги парами.
а) б) | ча – та чо – то чи – ты ча – тя чо – тё чи – ти чу – тю че – те ач – ать оч – оть уч – уть яч – ять ёч – ёть юч – ють ич – ить еч – еть | та – ча то – чо ты – чи тя – ча тё – чо ти – чи тю – чу те – че ать – ач оть – оч уть – уч ять – яч ёть – ёч ють – юч ить – ич еть – еч |
II. Добавьте слоги «ЧА» или «ТЯ».
тё… да… ди… уда… ку… | све… Ви… кру… неуда… добы… | Ми… зада… кру… ту… переда… | Пе… встре… алы… бах… Ка… |
III. Четко произносить слова парами.
чайка – лентяйка чёлка – тёлка Чук – тюк зачем – затем вечер – ветер мяч – мять печка – Петька чок – тёк ткач – ткать чётко – тётка пугач – пугать речка – редька бич – бить врач – врать чем – тем | чавкать – тявкать чёсаный – тёсаный плечи – плети качели – хотели тянуч – тянуть печь – петь чиж – тишь меч – меть лечи – лети трепач – трепать рвач – рвать тягач – тягать значок – знаток чело – тело |
IV. Четко произносить слова.
Чтение, чтец, почта, почтальон, ткачи, тягачи, тянучка, тачка, тучка, трубачи, внучата, печатать, птичка, аптечка, черта, чернота, отлично, точно, течение, пятачок, челюсть, чинить, чистить, читатель, чуять, чуть-чуть, печать, молчать, качать, получать, лечить, учить, мечеть, утечка, птенчик, учение, почтовый, птичник, ткачиха, туча, точка, мачта, мечта, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, толчок, толчёный, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, Танечка, штучка, веточка, ниточка, форточка, трескучий, мычать, рычать, читать, кричать, отвечать, качать, выключать.
V. Четко произносить словосочетания.
чинить машину нянчить Вовочку начать петь четверо внучат телёнок мычит горячий утюг тёмный чулан плетёная бечёвка тёплый калач топить печь погнуть ключ тёплый чайник тёмные тучи чугунный котёл | качать воду читать книгу отвечать тихо катится тачка учитель читает тяжёлая пачка пять чеков тёмная ночь пить чай точить меч пять учебников тёплая печка чужой котёнок тяжёлый чемодан |
VI. Четко произносить предложения.
Мальчики катят тачку.
В тачке кирпичи.
Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.
Птички солнышка ждут, птички песни поют.
Мячик бьют, а он не плачет и только скачет.
Наступил вечер, и утих ветер.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
Там в кустах течет-журчит голубая речка.
Речка течёт, редька цветёт.
На кусты из синей тучки дождик струйками течёт.
Маленький утёнок плавает в бочонке.
В октябре, в октябре частый дождик на дворе.
Плачет ветер за окном, плачет ночью, плачет днём.
В поле четверо зайчат притаились и молчат.
Поросёнок чавкает, собачонка тявкает.
Везде и повсюду, с утра до заката, летят паутинки, летят паучата.
В форточку залетела бабочка.
Во дворе чужая уточка.
Катят тачку с кирпичами.
На почте есть телефон.
Я хочу качаться на качелях.
У кошечки котёночек.
Петь надо громче.
Чижик – птичка-невеличка.
Петя любит тянучки.
Тётя печёт печенье.
У волка – волчата, у кота – котята.
У крольчихи – четыре крольчонка.
За печкой начал стрекотать сверчок.
Небо закрыли тучи.
Танечка сидит на стульчике.
Вовочка нёс веточку.
На веточке четыре листочка.
Девочки пели частушки.
На лодочке мачта.
У Тонечки чёрные перчатки.
Тёма чистит ботинки.
Петя сидит на печи.
Птичка вылетела из клеточки.
Тёма починил тёте чугунный котёл.
Дети с увлечением кидали мяч.
Мяч закатился в чулан.
Собака Чапа тявкала на зайчат и утят.
У тёти есть котята, утята, телята и зайчата.
Вовочке пять лет.
Вова и Таня Чечёткины жили на даче.
У Тани Ткачёвой папа работает на почте почтальоном.
Течёт речка, печёт печка.
Белочка прячет орехи в укромное местечко.
Надо чинить выключатель.
Девочка хочет посидеть в тенёчке.
Прогладь наволочку горячим утюгом.
Пора топить печи.
У ворот мычит чужой телёнок.
Чем тучи темнее, тем ливень сильнее.
Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Танечка Зиночке вымыла ботиночки.
Снова будет Зиночка в чистеньких ботиночках.
Птичка-синичка совсем невеличка.
Витя читает Мите.
Мы учимся петь, читать и говорить.
Витя и Митя пили чай с печеньем.
VII. Четко произносить пословицы. Выучить на выбор.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учить – ум точить.
VIII. Выучить.
Внучата-барсучата
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки
И молчат?
Т. Белозеров
Март
Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, –
Значит, март на дворе.
В. Мусатов
Кто чего хочет
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
С. Погореловский
Учу читать
Вот какой невежда чижик –
Не читает чудных книжек!
Научить его хочу,
Но никак не научу!
Скачет он и днём и ночью
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я читаю – он никак!
Э. Мошковская
В магазине
– Сколько стоит кабачок?
– Кабачок? Пятачок.
– Дайте два кабачка.
– Дайте два пятачка!
– Пятачок и пятачок…
Нате гривенничек!
Э. Мошковская
Четыре Анюточки
Четыре Анюточки,
Не устав ни чуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки.
Чок-чок, каблучок!
Чуки-чуки-чуки-чок!
Е. Благинина
Птички
Влетели к девочке в окно
Две птички-невелички.
Потом за ними заодно
Ещё четыре птички.
Порхали птички над столом,
Чирикали и пели
Почти минутку, а потом
Куда-то улетели.
Обратно порх через окно
Одна, за ней четыре!
Так сколько с девочкою той
Осталось их в квартире?
Г. Сапгир
Ути-ути!
Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит:
– Вы плывите, ути-ути,
Плавно в ряд!
Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.
Плыви, плыви, утёныш,
Не бойся, не утонешь!
А. Барто
Паучок
По прозрачной паутинке
Паучок спускается.
На прозрачной паутинке
Медленно качается.
«Лифт не нужен пауку, –
Мне сказала галка, –
У него, у паучка
В животе спускалка».
Н. Нищева
Птичка
Ты зачем примчалась, птичка,
К родничку, где льётся водичка?
– Прилетела я попить,
Малых птенчиков умыть!
Тайка
Четыре утайки
У девочки Тайки.
Мчатся за Тайкою
Девочки стайкою.
Пятки стучат,
Глазки блестят.
Нынче девчонки
Ребят обхитрят.
М. Пластов
Чайка
Чибис с дятлом на неделе
В гости к чайке полетели.
Зачастили в гости к ней
Клёст, сычи и соловей.
Угостит всех птичек чайка.
Чайка – чудная хозяйка.
IX. Пересказывать.
Паучок
Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Прячет в ветках паучок свои ножки-крючки и думает: «Попадёт муха в паутинку. Тут я её и кончу». Но вот птичка чуть-чуть качнула ветку. Ниточка за ниточкой от веточки к веточке. Нет у паука ни мухи, ни паутинки.
Н. Дилакторская
Неудачная охота
Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ниточки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался паучок-старичок без добычи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Презентация "Дифференциация звуков К-Г"
В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....
дифференциация звуков Л-ЛЬ
презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...
"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"
Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...
Дифференциация звуков "с"- "ш"
Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...