логопедический досуг с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР-III "Серебряное копытце"
материал по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

В  логопедическом досуге использовалась знакомая сказка, что соответствовало возрасту, программе обучения детей и помогало  решать  коррекционные задачи в игровой форме. Повторение изученного материала  способствовало выработке двигательных, слуховых, речевых и творческих навыков. В ритмических играх с музыкальным сопровождением были использованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.

    Была продумана оптимальная режиссура. Плавно, не разрушая основной темы, была организована смена видов деятельности детей. Детям было интересно, что они сами помогали героям, сами додумывались и сочиняли стихи, сами придумывали движения танца, и вся эта деятельность проходила на одной сюжетной линии. Сказочное построение занятия создало доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и педагога, побудило каждого ребенка принять активное участие в процессе занятия, поддерживало познавательный интерес и внимание, активизировало речь.

    Благодаря использованию мультимедийных средств (ЦОР), интерес и внимание детей не ослабевали на протяжении всего занятия. Использование такой наглядности помогло дошкольникам перейти от  образов-представлений  к образам-понятиям, что очень важно для последующих этапов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_dosug_serebryanoe_kopyttse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг «Серебряное копытце»

(старший дошкольный возраст)

Цели:

Создание положительного эмоционального настроя у детей.

Через сказочный сюжет закрепить повторение изученного материала.

Задачи

Образовательные

Развивать словотворчество;

Расширять активный словарь;

Развивать  грамматически правильную  речь;

Активизировать  знания детей  по лексической теме «Зима»

Закреплять навыки рисования по воображению

Коррекционные

Развивать  артикуляционный праксис;

Развивать слуховое и зрительное  восприятие;

Развивать общую и пальчиковую моторику (умение расслаблять мышцы);

Совершенствовать навыки рифмования двусложных слов;

Формировать умение  подбирать слова-синонимы;

Развивать просодические компоненты  речи (дыхание, голос, темп, ритм);

Обучать навыкам интонационной   выразительности речи;

Развивать мимические мышцы для развития эмоциональной сферы;

Развивающие

Развивать зрительно-моторные координации;

Формировать двигательные навыки;

Развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

Развивать пантомимику;

Развивать умение танцевальной  импровизации;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение, снятие мышечных зажимов

Воспитательные

Формировать коммуникативные навыки;

Воспитывать у детей интерес к сказкам;

Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу старинного уклада и быта

Предварительная работа

  • Знакомство с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце»;
  • Ознакомление с лексической темой «Зима»;
  • Инсценирование диалогов из знакомых сказкок;
  • Упражнения в подборе синонимов  по лексическим темам «Осень», «Зима»;
  • Заучивание попевок, скороговорок, чистоговорок;
  • Рифмование  одно- и двусложных слов;
  • Проведение нетрадиционного игротренинга по развитию мелкой моторики;
  • Проведение социоигр «Эхо», «Воробьи и вороны», «Зеркало», хороводов «Заря-заряница», «Яша»;
  • Импровизация танцевальных движений под музыку;
  • Творческие упражнения на изображение и  имитацию движений: животных,  игрушек, посуды, людей.

Оборудование:

  • Экран, проектор;
  • Слайд-шоу сказки «Серебряное копытце»;
  • Музыка, наложенная на слайды («Русская хороводная», «Метелица», «Как на тоненький ледок»);
  • Два клубка с нитками (для перематывания);
  • Ленточки для танца;
  • Прищепки;
  • Театральные костюмы «кошка», «хозяйка»;
  • Шапка с разноцветными конфетами;
  • Фонарик  с длинной ручкой («волшебная палочка»).

Форма проведения занятия: фронтальная.

Мотивация: желание попасть в волшебную  сказку.

Сюрпризность: в конце занятия происходит  превращение драгоценных разноцветных камней в разноцветные конфеты.

Рефлексия:

рисование любого понравившегося  эпизода из сказки с объяснением  его значимости для самого ребенка (выставка рисунков «Что я видел в сказке»);

желание самому  участвовать в сказке -  спектакле   «Царевна-лягушка».

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Проходите. Усаживайтесь удобнее.

-Вы любите сказки? Читать или слушать? Сейчас и мы с вами побываем в чудесной сказке. А как туда попасть? Я вам скажу по секрету, что иногда я могу творить чудеса. Сегодня с помощью моей волшебной палочки мы окажемся в сказке.  Вот сейчас я дотронусь до вас своей волшебной палочкой и мы…

Гаснет свет. Воспитатель лучом «волшебной палочки»  касается каждого ребенка

- И вот, мы - уже в сказке!

Слайд 1 – включается музыка «Русская хороводная»

- Она называется «Серебряное копытце», а написал ее Павел Петрович  Бажов.

Свет включается

Слайд 2- музыка играет

-Жил на Уральской стороне старик один по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось. Вот он и взял себе в дети сиротку Даренку

Слайд 3 – музыка играет

-Даренка пошла к нему жить да и кошку Муренку с собой привела.

Хорошо они живут, дружно.

Слайд 4

- Летом Кокованя золото в горах моет.

Вечером приходит старик домой, а Даренка уж его ждет, кашу на стол ставит.  Кошка Муренка тоже ужинать бежит, молока просит, мяукает.

Артикуляционная гимнастика (для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата):

 «Киска умывается»

 «Киска лакает молоко»

«Киска ловит мышь»

 «Киска жмурится»

- Старик был мастер сказки рассказывать, а Даренка любила слушать сказки.

Особенно ей нравилась история про оленя Серебряное копытце.  Слушает Даренка и удивляется:

(упражнение сопровождаемое движением рук для развития автоматизации, дифференциации звука «ш»  и выразительности речи):

Шу-шу-шу- сижу тихо, не шуршу  (шепотом)

Уши-уши-уши- приготовлю свои уши (громче)

Уша-уша-уша – буду сказку слушать (еще громче)

Ша-ша-ша- сказка очень хороша! (совсем  громко с хлопками)

Слайд 5

- Но вот прошли лето и осень. Наступила зима.

Слайд 6 – «Зима» музыка «Метелица»

- Сидит Даренка, ждет Кокованю, прядет шерсть да клубочки мотает. А сама думает, какая же зима долгая! Но  ведь она всякая бывает! Давайте поможем Даренке смотать шерсть в клубки, а заодно подобрать  слова о зиме, чтобы не так скучно было ей длинными вечерами!

Дети передают клубок с нитками друг другу, делая несколько наматывающих движений, одновременно проговаривая слова.

(Упражнение на расширение активного словаря):

Морозная, студеная, вьюжная, ледяная, снежная, холодная, длинная,  долгожданная, красивая,  белоснежная, нежданная, серебристая, чудесная, искристая, пушистая, матушка.

 (кто затрудняется, тому дети подсказывают)

- Ребята! Мы придумали столько замечательных  слов о зиме! А давайте порадуем Даренку и покажем,  как можно подбирать рифмы к словам:

(Дети продолжают наматывать нитки, передавая клубок  так же по кругу. Упражнение  на развитие словотворчества):

 лед – полет,  снег-смех,  зима – дома,  метелица - стелется,  вьюга - подруга, пушистый – искристый,  снежки – пирожки,  снежная – безбрежная,  бело – мело,  снежок – дружок, белый – смелый, чистый – пушистый, пурга – кочерга, снежинка – пушинка.

- Даренке очень понравились ваши слова-рифмы, и, представляете,  она придумала стихотворение, в котором использовала ваши слова:

Снег рассыпала зима на деревья, на дома.

Снег пушистый, снег искристый. На дворе бело и чисто!

- Сколько снега насыпала зима! А снежинки все кружатся и кружатся! Девочки, я дотрагиваюсь до вас «волшебной палочкой» и вы превращаетесь в снежинок! Кружитесь  же в танце с метелицей!

(упражнение для развития эмпатии, выразительности невербальных средств общения):

импровизация танцевальных движений с ленточками под музыку «Метелица»

- Но вот засобирался Кокованя в лес на охоту. Даренка с ним просится, обещает ждать старика в лесу в зимнем балагане.

Слайд 7- Вот только решили кошку Муренку дома оставить, пусть она мышей ловит. А Муренка  отъелась, стала красивой кошкой, да такой игривой! Она и нас приняла за мышей:

Пальчиковая гимнастика (упражнение с прищепками  для развития мелкой моторики):

Кусается сильно кошка-глупышка.                        

Она думает, это не палец, а мышка!

Но мы же играем, а ты все шалишь!

А будешь кусаться, тебе скажем «кыш»!

Слайд 8

- Кокованя и Даренка надели лыжи и отправились в лес:

Мышечно-двигательный тренинг:

Выпал снег, белый снег.

Всюду шум, всюду смех!

Я встаю на лыжню, всех сейчас обгоню!        

- Едут они на лыжах по зимнему лесу. Даренка смотрит по сторонам и всему удивляется – не бывала она еще в зимнем лесу! Птички-синички летят, будто путь указывают.

 Координационный тренинг:

«Скачут шустрые синицы,  им на месте не сидится!

Прыг-скок, прыг-скок, завертелись как волчок!

Вот присели на минутку, почесали клювом грудку

И с дорожки на плетень, тири-тири, тень-тень-тень!

- А плетень уже мороз превратил в волшебный мост:

Музыкально-ритмическая попевка на развитие дыхания и ритма:

Скок, скок, поскок, сколочу мосток,

Серебром замощу, всех синичек пущу!

Слайд  9

- Пришли Кокованя с Даренкой  к балагану, а кошка Муренка их уже встречает.

Инсценирование детьми  (заранее подготовленным)  

- Здравствуй, Мурка, как дела? Ты зачем сюда пришла?

- Не хочу с чужими жить, хвостик негде положить!

Хозяева зевают, на хвостик наступают!

- Вот так и стали жить опять вместе:

Кокованя уходит на охоту,

Даренка по дому хозяйничает, а Муренка мышей ловит.

- А тут и Новый год наступил. Кокованя елочку маленькую в балаган принес, а под елочку подарки положил. Даренка задумалась: какие подарки под елкой лежат? Давайте поможем Даренке угадать, что за подарки Кокованя ей принес?

(Заранее подготовленные дети имитируют движения: куклы, мишки, поезда - ассоциативно-образное мышление)

- А тут слышат старик и Даренка стук по крыше, вот такой:

(Упражнение на развитие фонематического слуха)

___  ___  ___  .  .  .    

 (дети сначала индивидуально, потом все вместе повторяют «три длинных три коротких)

- А потом еще:

  .  .  ___  .  .  ___  .  .  ___

(трижды - два коротких один длинный хлопок)

- Выбежали из балагана: глядь –

Слайд 10 – музыка «Как на тоненький ледок»

- На крыше олень Серебряное копытце стоит, возле него кошка Муренка. Вот она мяукнула и стал тут олень опять бить копытцем. Полетели во все стороны разноцветные камни. Муренка мяукнула еще раз, и они пропали оба.

Набрал Кокованя целую шапку камней, вот и нам немного досталось. Но что за чудо: разноцветные камешки превратились в разноцветные конфеты!

Вы удивлены? Покажите  лицом свое удивление!

(Упражнение на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы):

- А как вы думаете,  можно их есть? Может быть, они горькие? Покажите, какие конфеты горькие! Но волшебный олень, конечно же,  подарил нам сладкие подарки. Вы рады? Вам приятно есть вкусные конфеты? Покажите это своим лицом.

- А Муренка теперь в оленьем доме живет, там мышей ловит.

Наше путешествие в сказку заканчивается.  Время прощаться со сказкой и ее героями!

Скоро солнце взойдет

С собой день приведет.

Замолчит сверчок,

Закричит петушок.

В группу вам уже пора,

До свиданья, детвора!

Гаснет свет.

Воспитатель лучом «волшебной палочки» «дотрагивается» до каждого ребенка..

Включается свет.

- Ребята, вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Вам понравилось в сказке? Как она называлась? Кто ее нам рассказал?  А вы хотели бы сами рассказывать сказки, а еще лучше  - их показывать? Какую бы сказку вы хотели показать другим ребятам, своим мамам?  («Царевну-лягушку»).

- А вы хотели бы еще продлить минуты сказки? Тогда сейчас попробуйте изобразить то, что вам больше всего понравилось в сказке, что больше всего запомнилось.

Звучит музыка  «метелица»

Дети рисуют разными материалами: красками, мелками, фломастерами, карандашами. По окончании работы организуется выставка «Что мы видели в сказке», с объяснением детьми нарисованных эпизодов.

Рекомендуемая литература:

  1.   Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2002.
  2.   Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., Творческий центр, 2005.
  3.   Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., Творческий центр, 2003.
  4.   А.Е.Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры» М., АСТ, «Астрель», Профиздат, 2001
  5.   В.М. Букатов «Игры для детского сада», С-Пб, Творческий центр «Сфера», 2009
  6.   Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Логопедические упражнения», С-Пб, «Литера», 2011
  7.   Л.А.Загуменная «Социально-личностное развитие дошкольников», Волгоград, «Учитель», 2012
  8.   М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий», М., «ТЦ СФЕРА», 2010
  9.   Т.Д.Пашкевич «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2012
  10.   Ю.В.Полякевич , Г.Н.Осинина «Формированиек коммуникативных навыков у детей 3-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей с использованием элементов сказкотерапии и приёмов мнемотехники. ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ"

Логопедические цели:    Неречевые1. Развитие слухового внимания.2.Развитие зрительного внимания.3. Развитие общей моторики.    Речевые1.Развитие связной речи: составление...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Консультация для родителей на тему "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста".

Консультация учителя-логопеда разновозрастной логопедичнской группы по теме "Коррекционно-логопедическая работа в разновозрастной логопедической группе с детьми страшего дошкольного возраста"...