Презентация "Игры для речевого развития детей"
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
В презентации раскрываются условия и коррекционно-развивающие приёмы необходимые для развития речи у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Игры для речевого развития детей" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грудной возраст – подготовительный этап в развитии речи Цель: формировать психическую базу речи. И являются основой для формирования речи. О рганизуя их, взрослый подготавливает почву для развития речи. Слуховое восприятие Зрительное восприятие
Игровые упражнения для развития зрительного восприятия Учить удерживать взгляд ребенка на неподвижном предмете или на лице взрослого. Учить следить за движущейся игрушкой, медленно перемещающейся вправо и влево (2-3 раза). Учить зрительно узнавать близкого взрослого: над лежащим ребенком поочередно, с интервалом в 3-5 сек., наклоняются знакомый, а затем незнакомый взрослый и ласково говорят с ним. Учить поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его глазами.
Игровые упражнения для развития слухового восприятия Успокаивать ребенка, сосредотачивая его слуховое внимание на сильном звуке: напр., во время б еспокойного состояния ребенка, взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, начинает ласково говорить с ним или звенеть погремушкой. Учить на слух различать строгую и ласковую интонацию, по-разному реагировать на нее (менять интонацию с интервалом в 5 сек). («Идет коза рогатая») Через интонацию взрослого у грудного ребенка формируются основы понимания речи: ласковая, веселая интонация взрослого у ребенка вызывает «комплекс оживления» (улыбку, звуки гуления , движения ножками и ручками). Строгая интонация - недовольство, настороженность, плач. Учить различать и по - разному реагировать на свое и на чужое имя (с 6 месяцев): взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, называет его имя 2 раза и после паузы (10 сек) – чужое имя. Развивать слуховое восприятие посредством музыкальных игр-песенок, учить малышей по-разному воспринимать и реагировать на них: плясовая мелодия вызывает радостное настроение и «комплекс оживления». При прослушивании спокойной колыбельной мелодии - ребенок успокаивается (мелодии надо чередовать с паузой в 15-30 сек.). Под ритмичную музыку можно обучать малыша манипулятивно-предметным действиям (стучать погремушкой, хлопать в ладоши).
«Звуковые игры -переклички» для стимуляции голосовых реакций в грудной группе Взрослый ласково, медленно и с частыми паузами произносит звуки «а, агу, гу », широко открывая рот, для того чтобы ребенок мог видеть артикуляцию и, давая возможность ребенку «подключится» к разговору; если реакция задерживается то повторить звук, побуждая ребенка к подражанию (стремиться вызвать более длительное и протяжное произнесение звуков). Спонтанно вызывать голос во время вибрационного ручного массажа грудной клетки, гортани, под нижней челюстью (взрослый произносит напевные звуки гуления ). Для вызывания громкого смеха и ответных реакций у ребенка взрослый то наклоняется, то отдаляется от него; ласково, с улыбкой произносит его имя или звуки гуления и лепета ( гу , гы , бу , ма ).
1 средняя группа – « Лепетушки » Игры для развития способности понимать речь взрослого помогают устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим; между словом и выполняемым действием. Интонацией голоса взрослый продолжает помогать ребенку в осмыслении речи. В этот период малыш должен часто слышать от взрослого вопросы «Где?», «Что это?», «Кто пришел?».
Для развития понимания речи проводятся следующие игры и игровые упражнения: 1. «Где…?» ( ляля , ко-ко , …)
Игровое упражнение «Где Юлька?»
«Узнай знакомые предметы и игрушки на картинках»
Учить по слову выполнять игровые действия и поручения: «Дай» (руку или знакомый предмет), «Иди ко мне», «Пока», «Прятки», «Догоню-догоню», «Сделай ладушки». Обучение действиям по слову взрослого проходит в три этапа: сначала применяют метод пассивных движений (взрослый действует руками ребенка), затем по показу взрослого («Делай как я»), а потом по словесной просьбе взрослого («Сделай ладушки»).
Развитие предпосылок активной речи Необходимо сделать общение с ребенком обоюдным, носящим двусторонний характер. Сначала взрослый, поддерживая речевую активность малыша, повторяет за ним те звуки, которые он уже произносит, а затем взрослый начинает побуждать ребенка к повторению за ним, т.е. к подражанию . Подражание является одним из способов освоения нового. Недостаточное речевое подражание взрослому является настораживающим фактором неблагополучия в речевом развитии ребенка.
Побуждать к лепету и произнесению облегченных слов На этом возрастном этапе нужно наполнять активный словарь детей названиями предметов и действий. И учить обозначать их звукоподражаниями и лепетными словами (бах, тю-тю). У детей с ЗРР звуки появляются с трудом, затруднения вызывают даже произношение гласных звуков. Поэтому работу по вызыванию звуков речи начинаем с гласных звуков. Вводим вызываемый звук в звукоподражание, слово и в элементарную фразу. Хорошо использовать в работе с детьми игры по договариванию звуков и слогов в небольших стихотворениях.
3 средняя группа – «Слова и словосочетания» (элементарная фраза) Побуждать замену слов-звукоподражаний полными словами, пользоваться местоимениями, наречиями (там, туда), предлогами (в, на), прилагательными (большой, маленький, красивый), учить задавать вопросы (кто? Где?). В целях поддержания речевой активности в общении с ребенком допускается употребление облегченных слов, но обязательно в сочетании с полными словами. Игра: «Веселый кубик» (учит соотносить, узнавать и называть предметы или движения, производимые одним объектом).
1 старшая группа – «Фразовая речь» Учить говорить предложениями (простыми, сложными), правильно согласуя слова в предложениях. При построении предложения, учить подбирать нужные слова, выбирать грамматические формы, находить слову место в предложении («Фразовый конструктор») Упражнять в употреблении существительных во мн.ч. ( мяч-мячи ), согласовании слов с предлогами (в, на, под, над, из), глагола в прошедшем и будущем времени. Учить пользоваться всеми частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями (здесь, там, сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, далеко, близко, низко, высоко, рядом, много, мало).
С ТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Логопедический массаж ( самомассаж ). Артикуляционная гимнастика. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха (фонетическая ритмика). Развитие речевого дыхания. Развитие понимания речи. Развитие активной речи. Развитие мелкой моторики. Развитие речи в процессе выполнения действий с предметами. Развитие речи в процессе ознакомления с сенсорными понятиями: использование карточек-схем для усвоения слов, обозначающих качества предметов - прилагательных .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...