Автоматизация звуков через игру.
консультация по логопедии (старшая группа)

Образцова Ольга Анатольевна

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения: направлены не только на формирование правильной речи, но и на развитие контроля за ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_avtomat.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но Вы часто бываете, разочарованы тем, что повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в свободной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время важного этапа - АВТОМАТИЗАЦИИ (закрепления) правильного произношения.

     Новый звук автоматизируется:

·        изолированно

·        в слогах

·         в словах

·        в предложениях

·        в спонтанной речи

 

     Для того чтобы исправленный звук плавно и прочно вошел в самостоятельную речь ребенка, взрослому следует запастись терпением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу!

Предлагаю Вам следующие игровые упражнения:

Автоматизация звуков в слогах:

 «Пальчики шагают» - ребенок указательным и средним пальцами имитирует шаги, произнося на каждый шаг слог с автоматизируемым звуком: «Са - са - са. Ла - ла- ла. Ра- ра- ра. Аш -ош -уш.»

«Проведи слог по звуковой дорожке» - покачай слог с заданным звуком на волнах: прокати с горок: помоги выбраться из вихря воздуха: Ребенок ставит палец на готовую линию, либо рисует ее сам и произносит слог с заданным звуком.

«Цветок» - слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальцев (лепестки открываются и закрываются).

«Пальчики здороваются» - слоги произносятся одновременно с соединением большого пальца с остальными.

«Произнеси столько раз слог: ( ла, за, ша и т. д.) сколько нарисовано, сколько раз я хлопну в ладоши.

«Прищепки, счетные палочки, бусинки» - на каждый слог ребенок должен прикрепить прищепку, выложить счетную палочку, надеть на шнурок или нить бусину.

«Запомни и повтори»: песенку колокольчика: « ЛА- ЛА-ла; ла- ЛА-ла; ЛА-ла-ла.»

·        песенку воды:«СА-СЫ -СО, СЫ-СА-СО,СО-СЫ-СА.»

·        как говорит инопланетянин: «РА-РО-РЫ, РЫ-РУ-РА..»

·         

Автоматизация звуков в словах

«Лови — бросай»: взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово во множественном числе, в уменьшительно — ласкательной форме. Можно играть и без мяча .

«Один — много»:

Автоматизация звука [Л]: Акула — акулы. Скала — скалы. Пиала — пиалы. Стол — столы. Факел — факелы. Дятел — дятлы. «Большой — маленький». Автоматизация звука [Ж]: Утюг — утюжок, луг — лужок, сапог — сапожок, Флаг — флажок, Стог — стожок.

«Слушай внимательно: 1,2,3 - слова точно повтори!» Ребенок запоминает и повторяет по три слова с автоматизируемым звуком. Например, со звуком [Р]: Драп- драка - дракон. Драма- дрова- драп. И т. д.

«Сосчитай до пяти » (со словом с нужным звуком) : Например, со звуком [Р]: « Один дракон, два дракона, три дракона, четыре дракона, пять драконов».

«Звукоед»: - Звукоед похитил звук [Л] из слов. Тебе нужно его вернуть и произнести слово правильно. Например, - Ба-, за-, ме-, дяте-, факе-, пена-, сто-, сту-. ( Бал, зал, мел, дятел, факел, пенал ,стол ,стул).

«Доскажи словечко» (Ребенок договаривает слово с нужным звуком в рифму или по смыслу).ЗВУК [Л]: - Я захотел устроить … И я гостей к себе …(бал, позвал) - Заяц летом серый, а зимой …(белый). - Пилот ничего не боится, потому что он ...(смелый).

Уважаемые родители!

     Предлагаемые вам игровые задания и упражнения: направлены не только на формирование правильной речи, но и на развитие контроля за ней. Параллельно развиваются психические процессы, тесно связанные с речью: внимание, память, мышление, а так же мелкая моторика. Достаточный уровень развития, которых необходим для успешного обучения в школе. Эти игровые упражнения могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Проводя игры с ребенком, важно помнить:

1.     Нужно закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут.

2.     Следите за тем, чтобы автоматизируемый звук произносился ребенком утрированно, выделено. Сами говорите громко, внятно и не торопясь.

3.     Избегайте слов: «Ты сказал неправильно». «Ты слушаешь невнимательно». Лучшие варианты: «Давай подумаем вместе». «Я назову 2-3 слова, а ты выбери подходящее». «Послушай еще раз».

4.     Главные помощники в общении с ребенком - терпение, выдержка и доброжелательность. Резкий тон, раздражение не допустимы! · Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка даже за небольшое достижение: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера»! «Молодец, ты очень старался»! Главное, чтобы ребенок поверил в свои силы.

 

УСПЕХОВ ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.

Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....

Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи

Данная консультация поможет родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки пост...

Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"

Мастер-класс дл родителей  по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"Цель мастер-класса: повышение мотивационной готовности родителей к активному участию в к...

Сообщение к презентации по теме: "Автоматизация звуков через использование элементов продуктивной деятельности"

Цель: разработка системы по автоматизации звуков через ритмические упражненияв сочетании с упражнениями по мелкой моторике с элементами продуктивной деятельности.Задачи: отобрать, систематизировать ре...