Дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с минимальными дизатрическими расстройствами
статья по логопедии
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с минимальными дизартрическими расстройствами (со стертой дизатрией). Нарушение речевого дыхания у детей с данным нарушением входит в структуру данного дефекта.
Важным разделом логопедической работы при коррекции минимальных дизартрических расстройств является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы
учителя-логопеда с детьми с минимальными
дизатрическими расстройствами
Золова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 141 «Пилеш» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека, входит в сложную функциональную речевую систему. Голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата [4]. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Дыхательная система («энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей без речевых нарушений речевое дыхание формируется по мере становления речевой функции. У детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с минимальными дизартрическими расстройствами (со стертой дизатрией). Нарушение речевого дыхания у детей с данным нарушением входит в структуру данного дефекта.
У детей с минимальными дизартрическими расстройствами превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч. Многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом.
Е. Ф. Архипова отмечает, что у детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Для речевого дыхания этих детей характерно [1]:
- чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;
- форсированное начало фазы выдоха;
- сокращение длительности речевого выдоха;
- неравномерность выдоха на протяжении фразы;
- судорожность вдоха и выдоха;
- спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;
- расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.
Важным разделом логопедической работы при коррекции минимальных дизартрических расстройств является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.
Основные правила дыхательной гимнастики [3]:
- Нельзя переутомлять ребенка.
- Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу.
- Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота.
- Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку.
- Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи [2]:
1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.
Цель этапа: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Последовательность выполнения упражнений на этом этапе: в положении лежа, затем сидя и стоя.
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к фазе вдоха. Вдох осуществляется в момент физической нагрузки.
3 этап. Развитие фонационного выдоха
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
При выполнении упражнений данного этапа внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.
4 этап. Развитие речевого дыхания
Цель: развитие собственного речевого дыхания.
Данный этап является базовым. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Список литературы
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
- Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
- Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Лаврова.: Изд. В. Секачев, 2013. – 182 с.
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Е. А. Логинова. - СПб.: «Союз». - 2005. - 192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
«Использование дыхательной гимнастики в системе работы по формированию правильного звукопроизношения».
Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции- осуществления газообмена (поглощения из атмосферы ...
Проект: Дыхательная гимнастика в системе оздоровительной работы в современном ДОУ
Дыхательная гимнастика универсальна: она может быть лечебной, профилактической, оздоровительной и развивающей и улучшающей настроение. Ее можно делать дома, в группе и на улице, стоя, сидя и лёжа, всю...
Использование звуковой и дыхательной гимнастики в оздоровительно -коррекционной работе с детьми с ОНР.
При неврологических нарушениях часто нарушаетсяречевое дыхание вследствии нарушения инервации дыхательноймускулатуры.В момент речи оно обычно учвщённое, после произнесения отдельных слогов или слов ре...