Автоматизация и дифференциация соноров
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В гостях у крокодила
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_krokodila.doc | 96 КБ |
mnemotablitsa.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143444, Россия, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково, тел. 8 (495) 669-42-51 _________________________________________________________________
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного к школе возраста по автоматизации и дифференциации звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. «В гостях у крокодила».
Форма организации совместной деятельности – подгрупповая. Составители конспекта: учителя-логопеды – Денисова Оксана Владимировна, Катанова Нина Михайловна
Цель | Автоматизация и дифференциация звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]. | |
Задачи | образовательные |
|
коррекционно-развивающие |
| |
воспитательные |
|
Условные обозначения:
* У - учитель – логопед.
* Д - дети.
* Р - ребенок
ПЛАНИРОВАНИЕ | Дети подгруппы подготовительного возраста | |
Этап | Приветствие | |
Способы/средства (задания) | Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться | «Здравствуйте» |
Этап | Вводная часть | |
Способы/средства (задания) | «Организационный момент» Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Объявление темы занятия. | *У: Ребята, подойдите пожалуйста к песочнице. Вам нужно раскопать песок, чтобы найти, кто в нем спрятался. Будьте внимательны, вам нужно найти 9 игрушек. В песочнице спрятаны игрушки крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон. Дети ищут игрушки в песке и достают по одной. *Р: Я достала слона. *Р: Здесь спрятался леопард. *Р: Я откопал зебру и т.д. *У: Молодцы. Всех животных нашли. Отряхните их от песка. Проверьте, всех ли вы нашли. Их должно быть 9. (Дети считают фигурки до 9). Где живут все эти животные? *Д: Эти животные живут в Африке. *У: Правильно. А какой общий звук вы слышите в названиях этих животных: тигр, мартышка, страус, зебра, жираф? *Д: Мы слышим звук [Р]. *У: Поставьте, пожалуйста, названные игрушки на стол. Дети ставят игрушки на стол. *У: А в слове черепаха назовите звук, который я выделила голосом. *Р: Мы слышим звук [РЬ]. *У: Поставьте черепаху на стол. Ребенок ставит черепаху на стол. *У: А какие общий звук вы слышите в названиях этих животных: слон, крокодил? *Д: Мы слышим звук [Л]. *У: Поставьте названные игрушки на стол. Дети ставят игрушки на стол. *У: А теперь, в слове леопард, назовите звук, который я выделю голосом. *Р: Мы слышим звук [ЛЬ]. *У: Поставьте леопарда на стол. Ребенок ставит леопарда на стол. *У: Повторите, какие звуки я вам выделяла голосом. Дети произносят звуки [Р], [Л], [РЬ], [ЛЬ]. *У: Сегодня мы с вами поиграем с этими звуками, будем стараться правильно их произносить не только в словах, но и в свободной речи. Садитесь тихонечко на стульчики. |
Этап | Основная часть | |
Способы/средства (задания) | «Артикуляционная гимнастика» Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков. | *У: Животные не просто так пришли к нам в гости. Они очень любят играть со своими язычками. И каждый зверь подготовил для вас упражнение. Справитесь? *Д: Справимся. *У: Крокодил приготовил упражнение «Бегемотик». Он так же умеет широко открывать рот. Посмотрите, как. Повторите за мной. Рядом с игрушкой выкладывается карточка с картинкой нужного упражнения. По алгоритму выполняются все упражнения: слон – «лягушка», зебра – «лошадка», мартышка - «блинчик», черепаха – «варенье», тигр – «чашечка», жираф – «парус», страус – «маляр», леопард – «дятел». *У: Молодцы. Отлично язычки потренировали. |
Упражнение «Какой крокодил?» Работа над согласованиями существительных и прилагательных. | *У: Жил да был крокодил. И был он страшный – престрашный. И всё у него было страшное. Назовите, по очереди, части тела крокодила и скажите, какие они страшные. Я первая. Вот хвост. Какой у крокодила хвост? У крокодила страшный хвост. *Р: Вот глаза. *У: Какие у крокодила глаза? *Р: У крокодила страшные глаза. По алгоритму дети выполняют данное упражнение. *У: Правильно. А самое страшное было то, что крокодил никогда не чистил свои страшные зубы, и глотал всё подряд. | |
Игра «Покорми крокодила» Работа над построением предложения. Работа над нахождением места звука в слове. | *У: Ребята, посмотрите, что же сегодня будет у крокодила на обед. Нужно брать по одному предмету и кормить крокодила. *У: Я взяла торт. В слове торт звук [Р] находится в середине слова. Я положила торт в пасть крокодилу. На подносах лежат мелкие предметы по теме занятия (12 штук). Дети берут по одному предмету, кладут его в пасть крокодилу и озвучивают свои действия. *Р: Я взял лимон. В слове лимон звук [ЛЬ] находится в начале слова. Я положил лимон в пасть крокодилу. По алгоритму дети выполняют данное упражнение. *У: Крокодил набрал целую пасть сладостей. И произошло то, что неизбежно должно было случиться. У него заболели зубы. Ой – ой – ой – ай – ай – ай – закричал крокодил. И характер у него окончательно испортился. | |
Упражнение «Деформированные предложения» Развитие грамматического строя речи. Развитие мелкой моторики. Развитие межполушарного взаимодействия. | *У: Крокодил стал вредничать, и говорить так, чтобы его не поняли. Ребята, исправьте крокодила. А чтобы было интереснее, вам нужно будет не только сказать предложение правильно, но и пройти лабиринт, работая двумя руками одновременно. *У: Торт съел Машу. *Р: Маша съела торт. (Одновременно ребенок проходит лабиринт двумя руками). По алгоритму дети выполняют данное упражнение: Речка плавает в Егоре. Песочек играет в Милю. Платье надело Машу. Шарику купили Егора. Коктейль выпил Милю. Цирк ходил в Машу. Кран открыл Егора. Лыжи катались на Миле. *У: Молодцы, справились со сложным заданием. | |
Физкультминутка Упражнение с мячом «Исправь крокодила» Работа над фонематическим слухом. Развитие внимания и крупной моторики. | *У: А крокодил все не унимается. Он взял мяч и стал им кидаться, и коверкать слова. Попробуй поймай! Попробуй исправь! Учитель-логопед бросает мяч детям и произносит слова с неправильно произнесенными звуками (лобот-робот, самоёт – самолет, ампа – лампа, пьяник – пряник). *У: Продолжает крокодил вредничать, уж очень сильно у него болят зубы! | |
Упражнение «Помоги крокодилу» Развитие грамматического строя речи. | *У: Но тут прилетела птичка Тари. Ребята, кто тут плачет? *Д: Крокодил плачет. *У: А почему крокодил плачет? *Д: У крокодила болят зубы (варианты ответа детей: крокодил глотает всё подряд; крокодил не чистит зубы, и т.д.). *У: Тогда нужно ему почистить зубы. Помогите мне. Я начну, а вы продолжите. Обращаясь к крокодилу: Открывай пасть и не вздумай её закрывать! *У: Я достала из пасти крокодила яблоко. *Р: Я достал из пасти крокодила грушу. По алгоритму дети выполняют данное упражнение. *У: Почистили мы зубы крокодилу, и они перестали болеть. Крокодил так долго держал свою пасть открытой, что никак не может сам ее закрыть. Помогите крокодилу. (Дети нажимают на зубы крокодилу, пока пасть не захлопнется). | |
Упражнение «Собери животное» Развитие внимания и крупной моторики. | *У: Крокодил так обрадовался, что решил, в знак благодарности, поиграть с вами в одну очень интересную игру, которая называется: «Собери животное». А для этого нам понадобится X-Box, который находится в музыкальном зале. Дети проходят в музыкальный зал. *У: Ребята, на экране появятся части животного, которое вы должны собрать в одно целое. Дети по очереди собирают животных и называют их. | |
Разучивание стихотворения «Зеленая мечта» Мнемотехника | *У: Понравилось крокодилу как вы играли, и он решил, что с друзьями жить веселее. И характер у крокодила стал просто замечательный, прямо как в стихотворении Виктора Шендеровича «Зеленая мечта». Хотите послушать это произведение? *Д: да, хотим. *У: Если б мама разрешила, *У: Понравилось вам стихотворение? *Д: Да, понравилось. *У: О чем это стихотворение? *Д: Ответы детей. *У: Есть ли в этом стихотворении слова, которые вам незнакомы? *Д: Ответы детей. Незнакомые слова объясняются учителем-логопедом. *У: А теперь мы с вами прочитаем это стихотворение с помощью картинки-подсказки. Читаем стихотворение построчно с опорой на мнемотаблицу. *У: Попробуйте сами рассказать мне и нашим гостям это стихотворение с опорой на картинки, а я буду вам помогать. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. *У: Какие вы молодцы! У вас все получилось! | |
Этап | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Способы/средства (задания) | Итог занятия | *У: Ребята, вспомните, что мы с вами сегодня делали на занятии? *Д: Ответы детей. *У: А что вам больше всего понравилось на нашем занятии? *Д: Ответы детей. *У: А были ли у вас трудности? *Д: Ответы детей. *У: Крокодилу очень понравилось с вами на занятии, вы все молодцы и крокодил хочет сделать вам подарок. Посмотрите, что у него в пасти? (мармелад в виде животных в пасти у крокодила). |
Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей
Этап | Задание | Оборудование |
Вводная часть | «Организационный момент» | Интерактивная песочница, фигурки животных: крокодил; страус; тигр; леопард; зебра; мартышка; черепаха; жираф; слон. |
Основная часть | «Артикуляционная гимнастика» | Настенное зеркало, картинки упражнений для артикуляционной гимнастики: «лошадка», «блинчики», «вкусное варенье», «чашечка», «бегемот», «слон», «парус», «маляр», «дятел». |
Упражнение «Какой крокодил?» | Крокодил с большой пастью. | |
Игра «Покорми крокодила» | Крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко. | |
Упражнение «Деформированные предложения» | Доски для межполушарного взаимодействия. | |
Упражнение с мячом «Исправь крокодила» | Мяч | |
Упражнение «Помоги крокодилу» | Маленькая птичка, крокодил с большой пастью, четыре тарелочки, мелкие игрушки еды: торт, мороженное, груша, помидор, огурец, перец, репка, леденец, лимон, апельсин, шоколад, клубника, яблоко. | |
Упражнение «Собери животное» | X-Box 360, экран, ноутбук. | |
Разучивание стихотворения «Зеленая мечта» | Мнемотаблица на бумаге, мнемотаблица на экране. | |
Заключительная часть | Итог занятия | Крокодил с большой пастью, пакетики с мармеладом «Животные Африки». |
Литература
- Е.М. Косинова, Артикуляционная гимнастика, Москва, издательство Эксмо, 2007 год.
- Б.В. Заходер, Ма-Тари-Кари, издательство «Нигма», 2012 год.
- Мультипликационный фильм «Птичка Тари», 1976 год.
- В. Шендерович «Зеленая мечта» из сборника стихотворений «Тяжело без крокодила», Москва, издательство «КомпасГид», 2014 год.
- Картинки для мнемотаблицы: https://yandex.ru/images/
МБДОУ детский сад №17, Московская область, городской округ Красногорск, деревня Путилково.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....
Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...
Речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних ...
Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала
Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...
Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".
Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации звука [Р]» и «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']» служат до...
Дифференциация соноров у детей с дислалией
Методическая разработка рекомендована для занятий с детьми группы НПОЗ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков. Соноры".
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...