Особенности обучения чтению детей с ОНР
консультация по логопедии
В данном материале представлен механизм чтения, который определяется системой письма в том или ином языке, раскрываются особенности обчения чтению дошкольников с ОНР, затруднения и ошибки, которые встречаются у детей с речевыми нарушениями при овладении навыком чтения, условия, которые следует учитывать специалистам при обучении чтению детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-_obuchenie_chteniyu_detey_s_onr.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи .В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код ? письменный знак (буква, иероглиф и др.), который соотносится с элементом устной речи. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Таким образом, чтение есть перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма в том или иной языке .Так, при иероглифическом системе письма с помощью знаков, иероглифов, кодируются целые смысловые единицы, т.е. слова и понятия. Количество иероглифов соответствует количеству слов-значений в языке, а обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных знаков. Этот трудоемкий процесс прост по своей психологической природе: его основные компоненты, восприятие, запоминание и узнавание.
Система русского письма является звуко-буквенным, т.е. графический знак кодирует звук речи. Эта особенность требует другого механизма чтения: процесс перекодировки обеспечивается звуко-буквенным анализом слова. Следовательно, изменяется и психологический механизм чтения, который требует на начальном этапе воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Поэтому обучающийся, действующий со фонетической стороной языка, без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять смысл читаемого.
Таким образом, обучение чтению, как отмечает Д.Б. Эльконин, представляет собой путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза фонетической стороны речи. Другими словами, современная методика обучения чтению основана на аналитико-синтетическом методе и его вариантах.
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиций следующий за ней гласной фонемы. Поэтому при обучении грамоте учащиеся должны:
- четко различать гласные и согласные фонемы;
- находить гласные фонемы как слогообразующие элементы;
- ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
- усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Успешность обучения чтению во многом определяется не только развитостью собственной речи ребенка, но и хорошей ориентировкой в звуковой стороне речи. Кроме того, существенную роль в овладении чтением играет и развитость фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух звуки человеческой речи. В исследованиях детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказано, что фонематический слух развивается очень рано: уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают слова, которые различаются одной фонемой, и адекватно реагируют на них. Однако первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высокого уровня, на котором ребенок может расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал такое умение фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показывают исследования, не возникают спонтанно, а формируются в результате обучения грамоте на основе первичного фонематического слуха.
Нарушения речи у дошкольника в дальнейшем, при обучении чтению и письму, приводят к возникновению и развитию дислексии, расстройства речи, при котором возникают трудности в восприятии письменной речи. При дислексии чтение замедленное, угадывающее, с фонетическими искажениями и непониманием смысла прочитанного.
При общем недоразвитии речи страдает и лексико-грамматический компонент речи. Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен, т.е. наблюдается неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение слов по смыслу и акустическим свойствам. Грамматический строй речи у детей также сформирован недостаточно: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях.
Затруднения и ошибки, которые встречаются у детей с нарушениями речи при обучении чтению, в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем (из каких элементов состоит, использование буквенного конструктора, шнурки, счетные палочки синего и красного цветов, заучивание стихов о буквах).
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолированно. Они не учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.
Основой качественного обучения дошкольников грамоте является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Исследования Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б. указывают на наличие у детей пяти лет “языковой одаренности”, то есть особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Эффективности при обучении грамоте, по мнению Выготского Л. С., можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка, у которого должно быть достаточно развиты все высшие психические функции - мышление, восприятие, речь, память, произвольное внимание. Наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте это возраст пяти лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению - шесть лет.
При обучении грамоте детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий:
1. Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах
2. Иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии (в соответствии с программой Н.В. Нищевой)
3. Изучается один и тот же звук и буква;
4. Букву необходимо называть как звук
5. Единицей чтения является слог, не допускается побуквенное чтение слов
6. Необходимо соблюдать принцип осознанного чтения
7. Параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
8. Проводится широкое использование аналитико - синтетической работы с разрезной азбукой.
Литература
1. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. М., 1996.
2. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978.
3. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1971.
4. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., Учпедгиз, 1954.
5. Ушинский К. Д. избранные педагогические сочинения. М., Просвещение, 1968.
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2010.
7. Чтение и письмо по системе Эльконина Д. Б. Книга для учителя. М., Просвещение, 1993.
8. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., Академия, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...
Звук и буквы. Особенности обучения чтению дошкольников.
В данной статье показывается разница между звуками и буквами и приводятся рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраста....
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
"Особенности обучения чтению в домашних условиях"
рекомендации родителям от логопеда, как помочь ребенку овладеть чтением в домашних условиях...
Особенности обучения чтению дошкольников.
Рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраст. ...
Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....
Особенности обучения чтению детей с ТНР
Чтение – это определённый вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Формирование процесса чтения затруднено у детей с т...