Особенности обучения чтению детей с ТНР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чтение – это определённый вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.  Формирование процесса чтения затруднено  у  детей с тяжёлыми нарушениями речи и сопряжено с некоторыми особенностям их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_chteniyu_detey_s_tnr.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения чтению детей с ТНР.

                                                                                                                                       Чтение – это определённый вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.  Формирование процесса чтения затруднено  у  детей с тяжёлыми нарушениями речи и сопряжено с некоторыми особенностям их развития. Первые слова, простая  фраза, появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. В речи у такого ребёнка присутствуют аграмматизмы, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении.  Эти дети в построении собственных высказываниях мало используют прилагательные, наречия фонетическое оформление речи тоже нарушено. У детей с ТНР  возникают трудности в овладении звуковыми и морфологическим анализом слова.  Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на процесс чтения.  Такие дети с трудом запоминают буквы, соотносят их со звуками, испытывают трудности слияния букв  в прямой и обратный слог, им тяжело передать смысл прочитанного слова или предложения. Прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова), формировать словарный запас, развивать фонетико-фонематическое восприятие и формирование правильного произношения. Обучение чтению детей с ТНР проходят, как правило, на занятиях по обучению грамоте. В процессе обучения чтению необходимо уделять внимание звуковому составу слова, различению оппозиционных фонем. В подготовительной к школе группе дети учатся давать полную характеристику звуков         ( гласный или согласный, глухой или звонкий, твёрдый или мягкий звук).  Параллельно ведётся работа по отработке звуко-слоговой структуры слова. Основной акцент на занятиях отводится обучению ребёнка, выделению заданного звука в слове. Это выделение звука в начале, середине и конце слова. Постепенно задания усложняются и ребёнок уже может определить количество букв в слове, их очерёдность. Нельзя забывать о том, что обучение чтению ведётся  на правильно произносимых звуках в устной речи.           В  порядке прохождения звуков и букв есть свои правила: сначала изучаются гласные первого ряда, а также звук И, согласные раннего онтогенеза: М, Х, П, К, С, Н, В, Т.  Важная особенность обучения детей – буква называется как звук. На занятиях по обучению грамоте, специально не даётся название буквы (буква ЭМ – называем М).    Пройденная согласная буква читается со всеми пройденными гласными  первого ряда. Изучение каждой буквы обязательно опирается на осознание усвоение артикуляции каждого звука. Данное правило способствует профилактики дисграфических и дислексических ошибок в дальнейшем.                                                                           Сначала отрабатываются только твёрдые согласные звуки, ребёнок должен быть готов к восприятию мягкого согласного звука. Различение и понятия твёрдости-мягкости согласных звуков вводятся в подготовительной  к школе группе. Гласные второго ряда даются почти в конце обучения в подготовительной к школе группе. Для начала мягкость согласного звука отрабатывается  только  с гласной  буквой  И. Это подготовит ребёнка к правильному чтению и пониманию значения мягкости согласного.  Как только ребёнок научится слышать мягкость согласного звука, обязательно следует дифференцировать с гласным Ы.                                                                                                                               Затем ребёнка  учат различать на слух твёрдость-мягкость согласного звука в конце слова и в произношении на слух.  Например, отрабатываются пары слов: кон-конь, угол-уголь и т.д. обязательно уточняется значение слова, составляются предложения с данными парами слов, проводится звуковой анализ слова.  В закреплении материала проводятся  различного рода  слуховые диктанты, чтобы закрепить  и сформировать данный навык.    Особое место занимает дифференциация звуков сходных по акустико-артикуляционному сходству(с-ш,п-б, к-х и т.д.).  Звуки, сходные по артикуляции, сравниваются детьми. Обращается внимание на сходство и различие в произнесении, уделяется внимание на обозначение звука той или иной буквой.                                                                              Темп   прохождения букв и звуков более медленный. Чем у детей без речевой патологии и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Словарный материал должен быть знаком детям, чтобы они понимали значения слов. Важно выработать у воспитанников правильные приёмы чтения. Вырабатывается умение видеть слог целиком: захватывать две, три, четыре буквы одновременно, не рвать слог, а произносить его плавно. Этот навык отрабатывается на специальных слоговых таблицах. Ребёнок прочитывает данные таблицы по несколько раз, тем самым автоматизируя  технику чтения различных слов.      Сначала отрабатываются слоги прямые и обратные, по мере прохождения букв, вводятся чтение закрытых слогов. Проходимые слоги необходимо включать в состав слова или дополнять до целого слова.                                                                                                   Навык чтения прямых и обратных слогов нужно довести до автоматизма, чтобы ребёнку было достаточно увидеть стоящие рядом буквы чтобы сразу перейти к слитному произнесению слога. При этом важно обращать внимание, чтобы процесс чтения был осознанным, ребёнку должен был понятен смысл прочитанного. Для этого, на этапе чтения текстов из нескольких предложений, ребёнку даётся задание сначала прочитать текст, а затем ответить на вопросы по тексту. Для формирования осознанного чтения, текст можно дополнять предложениями, параллельно ведётся работа над деформированным предложением. Дети делят слова на слоги, определяя количество слогов по количеству гласных, учатся ставить ударение, подчёркивается начало и конец предложения, зрительно закрепляя  у ребёнка умение видеть границы предложения с целью дальнейшего правильного написания. Параллельно  ведётся словарная работа, ребёнку объясняют непонятные слова,  ведётся работа над семантикой слов, над связью слов в предложении.                                                                                                           Знакомство с новой буквой проводится путём анализов элементов, нахождение сходств  и отличий в написании элементов путём сравнения сходных по написанию букв, также дети на занятиях по обучению грамоте, выкладывают слоги и слова из азбуки, пишут и читают полученные слоги и слова.                                                                                                            В результате обучения чтению в подготовительной группе, дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь,  грамотно составлять слова и предложения  из букв азбуки. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв  и основных элементов письменных букв. Исходя   из этого можно сделать вывод о том, что ребёнок с ТНР нуждается в систематической и целенаправленной коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

Звук и буквы. Особенности обучения чтению дошкольников.

В данной статье показывается разница между звуками и буквами и приводятся рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраста....

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Особенности обучения чтению детей с ОНР

В данном материале представлен механизм чтения, который определяется системой письма в том или ином языке, раскрываются особенности обчения чтению дошкольников с ОНР, затруднения и ошибки, которые вст...

"Особенности обучения чтению в домашних условиях"

рекомендации родителям от логопеда, как помочь ребенку овладеть чтением в домашних условиях...

Особенности обучения чтению дошкольников.

Рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраст. ...

Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Особенности обучения чтению детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....