Особенности обучения чтению дошкольников.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Вязовкина Мария Валерьевна
Рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.

В чём разница между звуками и буквами?

С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.

 Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.

Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.

В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,

Гласные

звуки

Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а  [б]).

твердые

мягкие

[а]

[б]

]

[о]

[в]

]

[у]

[г]

]

[и]

[д]

]

[э]

[з]

]

[ы]

[к]

]

[л]

]

[м]

]

[н]

]

[п]

[п]

[р]

]

[с]

]

[т]

]

[ф]

]

[х]

]

[ц]

[ч]

[ш]

[щ]

[ж]

[й]


тогда как число букв – 33.

Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы,  каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].

Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук.  Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].

Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука - это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и  выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами  слова может быть полное соответствие: том - [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.

Примеры:

  1. Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.
  2. Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие  согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.
  3. Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие  согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.
  4. Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
  5. Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» - [трицать]. Один звук может обозначаться  сочетаниями букв.

Алфавитные названия букв русского языка.

А

[а]

Г [гэ]

Ё [йо]

И

 [и]

Л [эль]

О [о]

С

[эс]

Ф

[эф]

Ч

[че]

Ъ

[твердый

знак]

Э

[э]

Б

[бэ]

Д [дэ]

Ж [жэ]

Й [и краткое]

М [эм]

П [пэ]

Т

[тэ]

Х

[ха]

Ш

[ша]

Ы

 [ы]

Ю

[йу]

В [вэ]

Е [йэ]

З [зэ]

К

[ка]

Н [эн]

Р [эр]

У

[у]

Ц

[цэ]

Щ

[ща]

Ь

[мягкий

знак]

Я

[йа]

Рекомендации по обучению чтению дошкольников.

1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;

2. Называйте согласную букву, как звук, кратко - [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» - [эна], «по» - [пэо].

Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.

3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:

 - объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;

- при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;

- назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);

- заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.

Например, при знакомстве с буквой Г:

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага!

 - для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.

Например, при изучении буквы Б:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Использованные источники информации:

1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».

2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».

3. Жукова Н. С. «Букварь».

4. Косинова Е. «Логопедический букварь».

5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

Звук и буквы. Особенности обучения чтению дошкольников.

В данной статье показывается разница между звуками и буквами и приводятся рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраста....

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Особенности обучения чтению детей с ОНР

В данном материале представлен механизм чтения, который определяется системой письма в том или ином языке, раскрываются особенности обчения чтению дошкольников с ОНР, затруднения и ошибки, которые вст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...