Особенности обучения чтению дошкольников.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva._osobennosti_obucheniya_chteniyu_doshkolnikov.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква. Особенности обучения чтению дошкольников.
В чём разница между звуками и буквами?
С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме.
Звуки мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.
Иные соотношения невозможны: букву нельзя произнести, пропеть, проговорить, продекламировать, ее невозможно и услышать. Буквы не бывают ни твердыми, ни мягкими, ни глухими, ни звонкими, ни ударными, ни безударными. Все эти характеристики относятся к звукам.
В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных,
Гласные звуки | Согласные звуки произносятся кратко, без призвука гласных (не [бэ], а [б]). | |
твердые | мягкие | |
[а] | [б] | [б’] |
[о] | [в] | [в’] |
[у] | [г] | [г’] |
[и] | [д] | [д’] |
[э] | [з] | [з’] |
[ы] | [к] | [к’] |
[л] | [л’] | |
[м] | [м’] | |
[н] | [н’] | |
[п] | [п’] | |
[р] | [р’] | |
[с] | [с’] | |
[т] | [т’] | |
[ф] | [ф’] | |
[х] | [х’] | |
[ц] | [ч] | |
[ш] | [щ] | |
[ж] | [й] |
тогда как число букв – 33.
Не совпадает количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков), так как не существует звуков Е, Ё, Ю, Я. Это буквы, каждая из которых состоит из двух звуков: я–[йа], е–[йэ], ё–[йо], ю–[йу].
Также отличается количество согласных (21 буква, но 37 звуков), так как одна и та же согласная буква обозначает и твердый, и мягкий звук. Например, буква М может обозначать звуки [м] и [м’]: мыл – [мыл], мил – [м’ил].
Существуют две буквы, которые не обозначают никакого звука - это Ь и Ъ. Они выполняют разделительную функцию. Так же Ь указывает на мягкость предшествующего согласного и выполняет грамматическую функцию. Например, в слове «мышь» Ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Между фонетическим (звуковым) и графическим (буквенным) обликами слова может быть полное соответствие: том - [том] . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко.
Примеры:
- Пишем «вода», произносим [вада]. В безударном положении звучание гласных изменяется.
- Пишем «пруд», произносим [прут]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) в конце слова.
- Пишем «книжка», произносим [книшка]. Звонкие согласные оглушаются (меняются на глухие) перед глухими согласными.
- Пишем «просьба», произносим [прозьба]. Глухие согласные озвончаются (меняются на звонкие) перед звонкими согласными, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
- Пишем «счастье», произносим [щастье], или «тридцать» - [трицать]. Один звук может обозначаться сочетаниями букв.
Алфавитные названия букв русского языка.
А [а] | Г [гэ] | Ё [йо] | И [и] | Л [эль] | О [о] | С [эс] | Ф [эф] | Ч [че] | Ъ [твердый знак] | Э [э] |
Б [бэ] | Д [дэ] | Ж [жэ] | Й [и краткое] | М [эм] | П [пэ] | Т [тэ] | Х [ха] | Ш [ша] | Ы [ы] | Ю [йу] |
В [вэ] | Е [йэ] | З [зэ] | К [ка] | Н [эн] | Р [эр] | У [у] | Ц [цэ] | Щ [ща] | Ь [мягкий знак] | Я [йа] |
Рекомендации по обучению чтению дошкольников.
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь дошкольника изобилует дефектами произношения и аграмматизмами, следует в первую очередь заняться её исправлением с логопедом;
2. Называйте согласную букву, как звук, кратко - [н] (без призвука гласного), а не алфавитным названием [эн]. Так как ребёнок может в дальнейшем столкнуться с проблемой соединения букв в слоги, и читать, например, так: «на» - [эна], «по» - [пэо].
Алфавитные названия букв ребёнок может узнать и попозже, в школе. А обучению чтению в дошкольном возрасте это может серьёзно помешать.
3.Изучение каждой буквы необходимо дополнять специальными упражнениями:
- объясните ребёнку, что, например, в слове «арбуз» первый звук [а]. Этот звук в слове может находиться в начале, в середине, в конце. Например, в слове акула – в начале и в конце;
- при знакомстве с буквой придумывайте слова с соответствующим звуком;
- назовите ряд слов, попросите ребёнка послушать внимательно и выделить (например, хлопком в ладоши) только слово с изучаемым звуком (буквой);
- заучивайте стихи или чистоговорки с изучаемой буквой.
Например, при знакомстве с буквой Г:
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага!
- для лучшего запоминания зрительного образа букв просите малыша сложить их из счетных палочек, скрепок, пуговиц, слепить из пластилина. Выучите стихотворение о букве, которое содержит её описание.
Например, при изучении буквы Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Использованные источники информации:
1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».
2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».
3. Жукова Н. С. «Букварь».
4. Косинова Е. «Логопедический букварь».
5.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...
Звук и буквы. Особенности обучения чтению дошкольников.
В данной статье показывается разница между звуками и буквами и приводятся рекомендации по обучению чтению детей дошкольного возраста....
Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.
Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....
Особенности обучения чтению детей с ОНР
В данном материале представлен механизм чтения, который определяется системой письма в том или ином языке, раскрываются особенности обчения чтению дошкольников с ОНР, затруднения и ошибки, которые вст...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....
Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями
Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...
- Мне нравится (1)