«Взаимосвязь педагогов и логопеда в работе по развитию и коррекции речи у детей с ТНР»
статья по логопедии

Успешное проведение коррекционно-воспитательной работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется в строго продуманной системой, суть которой заключается в соблюдении общего тематического принципа постороения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_pedagoga_i_spetsialista.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Взаимосвязь педагогов и логопеда в работе по развитию и коррекции речи у детей с ТНР»

В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития. Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Врач, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя- логопеда, которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:

– учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;

– педагог-психолог – эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие;

– воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей;

– инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;

– музыкальный руководитель – просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);

– врач проводит медицинское обследование.

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Тесная взаимосвязь  возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы как коллективных, так и индивидуальных занятий, намечаются взаимные посещения занятий с последующим анализом. 

Для составления перспективного плана консолидации специалистов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи в группе компенсирующей направленности нужно хорошо представлять себе коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя- логопеда, а также содержание работы, в котором реализуются эти задачи.

Рассмотрим основные коррекционные задачи узких специалистов.

1. Развитие психологической базы речи.

Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи.

Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.

Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха.

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.

Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.

Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.

4. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации.

Мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.

5. Развитие физиологического и речевого дыхания.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

6. Развитие ритмической способности у детей.

Ритм – это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).

7. Развитие мелкой моторики рук.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, каждый специалист работает в своём направлении, решая коррекционные задачи, но все руководствуются общими педагогическими и коррекционными требованиями к подбору изучаемого материала, тематическим принципом планирования образовательной деятельности.

Одним из важных условий осуществления тематического принципа отбора материала является концентрированное его изучение детьми с речевыми нарушениями. Концентрированно значит в течение какого-то недлительного времени (например, недели) ежедневно воспитатель, логопед организует изучение одной темы. Значение этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для актуализации её. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Концентрическое расположение материала вполне согласуется с решением как общих задач, так и специфически коррекционных. Основные темы на протяжении дошкольного детства меняются по своему содержанию в зависимости от возраста детей и уровня их речевого развития.

Важным вопросом совместной работы является разработка последовательности занятий. Изучение выбранной темы осуществляется одновременно в ходе разных занятий – рассматривание картин, осмотра предметов, изображение их в рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т.д. следует обратить внимание, что последними в этой цепочке стоят занятия логопеда.

В результате изучения одной темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем.

Таким образом, данная система работы помогает педагогическому коллективу успешно решать задачи по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Опыт работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста. Артикуляционные гимнастики в стихах и сказках "Наш весёлый язычок".

В сборнике собран материал для проведения артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме. Сборник предназначен для логопедов, воспитателей, а также будет по...

Поиск новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей на примере проекта "Стихи-малышки для сестренки и братишки"

Дистанционная форма обучения способствовала поиску новых форм работы учителя-логопеда для решения задач развития всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, стимулирования к обучению во...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

Речь к презентации. Использование нетрадиционных форм организации работы с родителями, направленных на повышение качества работы по развитию и коррекции речи.

Ууспешная работа по коррекции и развитию речи зависит от эффективной работы с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения....