Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
консультация по логопедии
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проблема речевых расстройств всегда остается актуальной, поскольку связана с интеллектуальным развитием, с успешностью в учебной деятельности в целом, с развитием личности. Эффективная коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений речи у детей является на данный момент важным направлением работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике их дезадаптации в образовательных учреждениях и социальной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Консультация
на тему: «Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию»
Составитель
учитель-логопед
Прохоренкова М.Ю.
Смоленск, 2020
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»):
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети - инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Ребенок может оказаться в трудной жизненной ситуации в любом возрасте и данная категория детей имеет самый широкий спектр нарушений: задержка психоречевого развития, нарушение слуха и зрения, наличие состояний, пограничных с умственной отсталостью, у детей наблюдается «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», различные явления социальной дезадаптации, нарушения речи (как устной, так и письменной).
Какие же речевые нарушения можно отметить у данной категории детей? Это: ФФНР, ОНР различной степени выраженности, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата - дислалия, дизартрия, ринолалия (ращелины губы, неба, послеоперационные рубцы), заикание, дисграфия и дислексия в школьном возрасте (специфические ошибки на письме и при чтении).
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проблема речевых расстройств всегда остается актуальной, поскольку связана с интеллектуальным развитием, с успешностью в учебной деятельности в целом, с развитием личности. Эффективная коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений речи у детей является на данный момент важным направлением работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике их дезадаптации в образовательных учреждениях и социальной среде.
Целью логопедического воздействия является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.
В процессе логопедического воздействия решаются следующие задачи:
- диагностика уровня речевого развития;
- выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;
- констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы;
- адаптация логопедических диагностик и коррекционных методик;
- составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:
«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».
Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и предусматривает использование методик логопедического обследования.
Проверяется состояние всех сторон речи. По результатам обследования выносится логопедическое заключение и составляется индивидуальный план работы.
Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особеностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка.
Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:
Подготовительный этап, цель которого:
- создание установки на коррекционную работу,
- повышение чувства уверенности,
- повышение учебной мотивации,
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
- формирование фонематических процессов,
- формирование самоконтроля.
Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:
- постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
- работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
- формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
- развитие мелкой моторики,
- предупреждение и коррекция дисграфии,
- привитие навыков коммуникативного общения, взаимодействия друг с другом и со взрослыми.
- параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.
Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:
- в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
- в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
- на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
- физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
- даются задания на словотворчество детей;
- предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Консультативная работа включает в себя:
- работу с педагогами, работающими с ребенком;
- работу с родителями (или их законными представителями): сообщение об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.
Таким образом, организация коррекционно-логопедической помощи детскому населению является эффективным способом поддержки ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, содействия развитию у него речевой функции, которая играет важную роль в его психическом, а также умственном развитии, в становлении его познавательной деятельности и развитии адекватной социальной активности. Полноценное речевое общение является необходимым условием существования нормальных социальных человеческих контактов и связей, а это, в свою очередь, расширяет кругозор ребенка и возможности для развития его личности.
Список источников
- Болясова Н.Н., Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендацию. Самара: Изд-во МИР, 2009. — 134с.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96с.
- Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. – Новосибирск. 2007.
- Логопедия в школе: Практический опыт/Под ред. В.С. Кукушина. - М.: Ростов н/Д: ИКЦ, 2004. — 73с.
- Джанкабулова Д.К. Особенности логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних//Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(13). – Новосибирск: СибАК, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Использование авторских речевых тренажеров как элементов коррекционно-развивающего пространства в работе с детьми логопедической группы
Практический материал для автоматизации звуков...
Статья.Коррекционно-развивающая игротерапия в работе с детьми в специализированном Доме ребенка.
В Тульском областном специализированном доме ребенка воспитываются дети раннего возрастас поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка и...
ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ
Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми ОВЗ...
Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...
Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Коррекционно-развивающее направление в работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами....