Месяц | Неделя | Тема занятия | Звуковой анализ и синтез Грамота | Грамматический строй | Лексика | Связная речь | Примечания |
Сентябрь | 1 | Обследование детей группы, заполнение речевых карт, личных дел. Знакомство с детским садом (группой) |
2 |
3 | 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство с артикуляционным аппаратом |
| Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе (красная гармошка) | Уточнение значения слов, близких по звуковому составу: кот-кит, коза-коса, мышка-мишка-шишка, трава-дрова Уточнение названий детских музыкальных инструментов | Учить отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Договаривание предложений по картинкам |
|
2. Формирование понятий о действии и предмете (КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?) |
| Дать понятие о действии и предмете Учить составлять предложения по картинкам | Актуализировать знания детей о предметах окружающего мира и действиях | Учить детей отвечать полным ответом на вопросы «Кто это?», «Что это?» «Что делает?» |
|
4 | 3. Звук А. Буква А | Учить выделять звук А из потока гласных и согласных звуков. Развитие просодики (пение звука А разной высоты и громкости) Выделение первого гласного звука А из слов АНЯ, АЗБУКА | Познакомить детей со схематическим обозначением слов и гласных звуков | Познакомить детей с понятиями «слово», «звук». Обогащать и расширять словарный запас (абажур, арфа, астры) | Учить отвечать на поставленные вопросы |
|
4. Имена собственные и нарицательные с уменьшительно -ласкательными суффиксами |
| Образование имен собственных с помощью ум-ласкат. суффиксов: Маша-Машенька и т.д. Образование им. сущ. с помощью ум-ласкат. суффиксов: дом-домик, нос-носик | Расширять предметный словарь детей | Учить отвечать на поставленные вопросы полным ответом |
|
Октябрь | 1 | 5. Звук У. Буква У | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). Знакомство с буквой У. Чтение сочетаний АУ, УА. Составление схем сочетаний АУ | Согласование слов в предложениях | Уточнение названий предметов, обогащение словаря (укроп, урожай) | Учить отвечать на поставленные вопросы полным ответом. Договаривание предложений по картинкам (со звуком У) |
|
6. Винительный падеж имен существительных в единственном числе | Закрепление понятия о живых и неживых предметах (КОГО? ЧТО?) | Изменение имен сущ. в винит. падеже. Учить детей дифференцировать вопросы кого? что?
| Обогащение словарного запаса детей | Учить отвечать на вопросы полным ответом. Договаривание и составление предложений по демонстрируемому действию и картинкам, без них |
|
2 | 7. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин |
| Согласование слов в предложениях | Закреплять и дифференцировать знания по теме «Сад-огород» | Учить пересказывать рассказ с использование сюжетных картинок. Полные ответы на вопросы взрослого |
|
8. Звуки А-У. Буквы А, У | Определение наличия –отсутствия гласного звука А, У в словах. Подбор слов с заданным гласным звуком. Закрепить зрительный образ букв А, У | Согласование слов в предложениях | Закрепить умение подбирать действия к предметам | Учить отвечать на вопросы полным ответом. |
|
3 | 9. Согласование глаголов и существительных в числе |
| Согласование глаголов и существительных в числе (Девочка играет. Дети играют.) Понятия «один»-«много» | Уточнение и обогащение словаря детей | Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить строить предложения типа КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? (по картинкам) |
|
10. Звук И. Буква И | Продолжить знакомство с понятием «звук». Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков АИ, ИА, ИУ,УИ Познакомить с буквой И. Учить определять звук по его артикуляции. Учить определять последний звук в словах. Познакомить со схемой слова | Множественное число им. сущ. (образование формы мн. числа от формы ед. числа с окончанием –и): ВИШНИ, ЯЩИКИ и др. | Обогащение и расширение словарного запаса детей | Учить отвечать на вопросы полным ответом. |
|
4 | 10. Составление трехсловных предложений с дополнением (в.п.). «Слово», «предложение» | Познакомить со схемой предложения.
Закрепить понятие «слово»
| Изменение сущ. в вин. падеже (по вопросам КОГО?, ЧТО?). Лепит (ЧТО?) грушу. | Уточнение и обогащение словаря детей | Составление трехсловных предложений по вопросам с опорой на демонстрируемое действие и картинку. |
|
11. Звук О. Буква О | Определение в словах первого и последнего гласного звука О, наличие-отсутствие данного звука в словах. Анализ и синтез зв: АО, УА, УО, ОА, составление схем. Знакомство с буквой О | Косвенные падежи существительных | Расширение и обогащение словарного запаса детей | Заучивание чистоговорок и коротких стихов на данный звук. |
|
5
| 12. Согласование числительных «один», «одна» с существительным» |
| Учить согласовывать числит. с существительными в роде |
| Полные ответы на поставленные вопросы взрослого |
|
13. Звуки У - О | Учить диф-ть зв У-О, закрепить навык опред-я 1-го и послед. зв.; зв. анализ и синтез сочетаний | Закрепление употр-я в речи сущ. с ум-ласкат. суффиксами |
| Учить отвечать на вопросы полным ответом. Догов-е предложений, составление предл. по вопросам |
|
Ноябрь | 1 | 14. Родительный падеж сущ. в ед. числе с предлогом У и без предлога | Составление схем трехсловных предложений с предлогом У:
У Коли утка. | Изменение имен сущ. в родительном падеже
| Уточнение и расширение словарного запаса детей | Договаривание предложений по картинкам, составление предложений по картинкам, полные ответы детей |
|
15. Звуки А-О-У-И. Буквы А, О, У, И | Понятие «гласные звуки», определение 1-го и последнего гласн. звуков, схематическое обозначение позиции гласн. зв. в слове Анализ сочетаний из трех гласн. звуков: АУО, ИУО, УОИ. Чтение сочетаний гласных букв. Закрепление понятий «Звук», «Слово» | Согласование слов в предложениях | Согласование числит., местоимений с сущ. (один нос, две руки и т.д.) Творительный падеж: чем? Ушами, руками, глазами) Название частей тела и лица. Ориентировка в правых и левых сторонах тела (левая рука, правая рука и т.д.) | Составление простых нераспространенных предложений по вопросам взрослого с опорой на картинку, договаривание предложений |
|
2 | 16. Звук Ы | Выделение звука Ы в позиции последнего звука в слове, схема слова | Множественное число им. сущ. с окончанием –ы (слоны, краны, весы, часы, носы, столы) |
| Полные ответы на вопросы взрослого |
|
17. Звуки И-Ы. Буквы Ы, И
| Закрепить зрительный образ букв И, Ы. Чтение сочетаний гласных букв АИЫ, ИЫА, ОАИ, АУЫ. Схемы сочетаний | Согласование числит.ОДИН с сущ.в м.и ж.роде (посуда: одна кастрюля, один стакан, одна миска и т.д.) |
| Полные ответы на поставленные вопросы, договаривание предложений |
|
3 | 18. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | Понятие «рассказ» | Согласование слов в предложениях | Расширение и обогащение словарного запаса детей | Учить пересказывать рассказ по вопросам взрослого |
|
19. Приставочные глаголы |
| Образование глаголов с помощью приставок (от глагола «ехать»), уточнить значение глаголов в зависимости от приставки. Глаголы-антонимы (заехал-выехал) | Уточнить значение приставочных глаголов (заехать, приехать, доехать, подъехать, переехать, поехать, выехать) | Полные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений по картинкам и демонстрируемому действию |
|
4 | 20. Гласные звуки (повторение)
| Звуковой анализ и синтез звуковых сочетаний, схематическое обозначение гласных звуков, определение первого и последнего гласн.звуков в слове, схемы
Подбор слов с заданным гласным звуком
|
| Уточнение и расширение словарного запаса детей. Посуда: чайная, столовая, кухонная, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, стакан, сахарница, кувшин, миска, чайник, тарелка, банка, бокал, супница, бидон | Полные ответы на вопросы взрослого |
|
21. Согласование числит. «ДВА», «ДВЕ» с существительными |
| Учить согласовывать числит. «ДВА», «ДВЕ» с сущ. в роде, составлять предложения с данными словосочетаниями | Расширение и уточнение словарного запаса детей (повторение ранее изученных лексических тем): два кубика, две куклы (игрушки) и т.д. | Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составлять предложения по картинкам, демонстрируемым действиям |
|
Декабрь | 1 | 22. Звук М. Буква М. | Учить определять первый согласный звук в словах, познакомить с понятием «согласные звуки». Составление схем слов Выделение первого согласного звука. Составление схем слов Звуковой анализ и синтез слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА. Составление схем слогов Знакомство с буквой М. | Согласование слов в предложении. Закрепление употребления в речи числительных «ДВА», «ДВЕ» | Расширение и уточнение словарного запаса детей | Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составление предложений по картинкам. |
|
23. Предлог НА |
| Познакомить детей с пространственным значением предлога НА. Согласование слов в предложении | Обогащение и расширение словарного запаса детей | Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составление предложений с предлогом НА |
|
2
| 24. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации |
| Образование названий детенышей диких животных. Согласование слов в предложении | Актуализация знаний детей о диких животных | Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картин, инсценирование отрывка сказки |
|
25. Звук В. Буква В. | Определение наличия – отсутствия звука В в словах. Выделение первого согласного звука В в словах Познакомить с буквой В. Подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слова ВЫ, составление схемы слова | Согласование слов в предложениях. Закрепление употребления в речи числит. ДВА, ДВЕ | Обогащение и расширение словарного запаса детей | Составление предложений со словами на звук В. Полные ответы на вопросы взрослого. |
|
3 | 26. Звук Н. Буква Н | Звуковой анализ и синтез слов (ОН), слогов, выделение первого согласного звука Н, схема , подбор слов к схеме, подбор слов к звуковым схемам
Знакомство с буквой Н, чтение слогов с данной буквой | Согласование слов в предложениях, закрепление употребления в речи словосочетаний с количественными числительными ОДИН, ОДНА | Расширение и уточнение значения слов | Полные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений, заучивание чистоговорок на заданный звук |
|
27. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Закрепление понятий «предложение», «рассказ» | Образование относительных прилагательных, согласование их с сущ. | Названия одежды (куртка, плащ, пальто, платье, шорты, юбка, брюки, носки, колготки, жилет, шарф, шапка, кофта, свитер, майка, рубашка ); понятия «одежда», «осенняя одежда», «головные уборы»; названия частей одежды: воротник, рукав, манжета, застежка, пояс «Обувь», названия обуви: ботинки, валенки, сандалии, туфли, шлепанцы, сапоги, тапочки. | Составление рассказа по плану |
|
4 | 28. Звук Ф. Буква Ф | Выделение первого и последнего звука Ф, определение позиции звука Ф в словах, схемы
Определение наличия-отсутствия звука Ф в словах, подбор слов с заданным звуком Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Составление звуковых схем слогов УФ, ФУ и т.д. Знакомство с буквой Ф, чтение слогов с ней. | Согласование слов в предложении | Уточнение и расширение словарного запаса | Полные ответы на вопросы взрослого |
|
29. Дательный падеж имен существительных в ед. числе | Продолжить знакомство с понятиями «слово», «предложение» | Изменение имен существительных в дательном падеже (кому? чему?)
| Уточнение и расширение словарного запаса | Полные распространенные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений по вопросам взрослого, по картинкам, самостоятельное составление предложений |
|
Январь | 2
| 30. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | Анализ предложения по выбору логопеда. Закрепление понятий РАССКАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ | Согласование слов в предложениях, употребление сущ с ум-ласкат. суффиксами, множественное число имен сущ. | Обогащение словарного запаса детей, повторение признаков зимы, учить подбирать родственные слова к словам ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ
| Составление рассказа по вопросам взрослого с опорой на схему |
|
31. Падежные конструкции: творительный падеж имен существительных в ед.числе (кем? чем?) | Составление схем предложений
| Изменение имен существительных в тв. падеже | Актуализация знаний о профессиях, инструментах | Составление предложений по вопросам взрослого, самостоятельно по индивидуальным сюжетным картинкам |
|
3 | 32. Звуки В – Ф (дифференциация) | Определение двух гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ФАНТИК. Синтез слогов со звуками В, Ф. Анализ слогов ВА, ФА. Составление схем слогов, подбор слогов к звуковым схемам
Словообразующая роль гласных, схема слогового состава слова
| Согласование слов в предложениях |
| Заучивание чистоговорок со звуками В, Ф. Полные ответы на вопросы взрослого |
|
33. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с именами существительными |
| Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными | Повторение, обобщение ранее изученных лексических тем. Расширение словарного запаса детей | Полные распространенные ответы на вопросы взрослого, включение словосочетаний «мой (моя) + сущ» в предложения |
|
4
| 34. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок «Бобик» |
| Согласование слов в предложениях | Подбор признаков к предметам (Бобик – жалкий, обиженный и т.д.). Актуализация знаний о домашних животных. Домашние животные, названия детенышей, польза, чем питаются, жилища, внешний вид, части тела | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок |
|
35. Дифференци-ация звуков М-Н. | Определение гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА. Составление слоговых схем слов
| Согласование слов в предложениях. Закрепление в речи словосочетаний «мой (моя) + сущ»
| Расширение словарного запаса детей | Полные ответы на вопросы. Заучивание чистоговорок на звуки М, Н. Составление предложений по предметным картинам |
|
Февраль | 1 | 36. Предлог ПОД | Составление схем предложений с предлогом ПОД
| Согласование слов в предложениях | Познакомить детей с пространственным значением предлога ПОД. Расширение словарного запаса детей | Составление предложений с предлогом ПОД по вопросам, по наглядной ситуации, по картинкам, с опорой на схему предложения |
|
37. Звук Б. Буква Б | Определение гласного звука в середине односложных слов (БЫК, БАК, БУК, БИНТ), слоговой анализ слов, схема Звуковой анализ слов (определение количества звуков) Закрепление понятия «звонкие звуки», выделение зв Б в различных речевых единицах, определение количества звуков в односложных словах, слоговой анализ односложных слов, чтение слогов буквой Б | Согласование слов в предложениях | Расширение словарного запаса детей | Полные ответы на вопросы взрослого. Составление картинок по вопросам взрослого |
|
2 | 38. Предложный падеж существительных с предлогом | Анализ предложений (по выбору логопеда) | Изменение сущ. В им. Пад. В предложный (с предлогами В, НА, О): ком? чем? где? Согласование слов в предложении | Расширение и обогащение словарного запаса детей | Составление предложение по вопросам взрослого с сущ. В форме предложного падежа |
|
39. Звук П. Буква П | Анализ и синтез обратных слогов (АП, УП,ИП,ОП). Выделение первого согласного звука П. Понятие «глухой звук». Подбор слов к схеме с заданным звуком, определение последнего звука П в словах. Подбор слов к схеме
Чт-е слогов с буквой П | Согласование слов в предложениях | Обогащение словарного запаса Уточнение и расширение словарного запаса детей Словарь: название предметов мебели: диван, кресло, кровать, стол, стул, шкаф, полка, табурет. Шкаф (платяной, книжный), стол (обеденный, письменный, кухонный) | Полные ответы на вопросы взрослого |
|
3 | 40. Звуки П-Б (дифференци-ация) | Диф-я звуков П-Б на слух и в произношении различных речевых единицах. Полный анализ и синтез односложных слов типа БОК, БАК, БЫК | Согласование слов в предложениях | Расширение и обогащение словарного запаса детей | Заучивание чистоговорок на звуки П,Б. Договаривание предложений по картинкам и без них. Полные ответы на вопросы взрослого. |
|
41. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» | Понятие «рассказ» | Упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме | Обогащение и расширение словарного запаса по теме | Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок |
|
4 | 42. Предлог В | Анализ предложений с предлогом В. Составление схем предложений
| Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В. Учить выделять предлог В на слух в предложениях | Обогащение и расширение словарного запаса детей | Составление предложений с предлогом В по картинкам, наглядной ситуации |
|
4. Звук Д. Буква Д | Определение позиции согл. звука Д в начале, середине слова, схемы Закрепление понятия «звонкие звуки». Подбор слов со зв.Д к данным схемам Знакомство с буквой Д. Чтение слогов и коротких слов с пройденными буквами: ДОМ, НАМ, ДОМА, МОДА, ДАМА, ПАНАМА | Согласование слов в предложениях | Обогащение словарного запаса. Праздник: «День Защитника Отечества», армия, подбор синонимов: солдат, защитник, воин. | Заучивание чистоговорок, потешек на звук Д |
|