Календарно-тематическое планирование коррекционной логопедической работы с детьми ОНР (III уровня)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Календарно тематическое планирование коррекционной логопедической работы с детьми ОНР 3 уровня (старшая группа, первый год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnyy_plan.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование коррекционной логопедической работы с детьми ОНР III уровня

(старшая группа первый год обучения)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Звуковой анализ и синтез

Грамота

Грамматический строй

Лексика

Связная речь

Примечания

Сентябрь

1

Обследование детей группы, заполнение речевых карт, личных дел. Знакомство с детским садом (группой)

2

3

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство с артикуляционным аппаратом

Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе (красная гармошка)

Уточнение значения слов, близких по звуковому составу: кот-кит, коза-коса, мышка-мишка-шишка, трава-дрова

Уточнение названий детских музыкальных инструментов

Учить отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Договаривание предложений по картинкам

2. Формирование понятий о действии и предмете (КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?)

Дать понятие о действии и предмете Учить составлять предложения по картинкам

Актуализировать знания детей о предметах окружающего мира и действиях

Учить детей отвечать полным ответом на вопросы «Кто это?», «Что это?» «Что делает?»

4

3. Звук А.

Буква А

Учить выделять звук А из потока гласных  и согласных звуков. Развитие просодики (пение звука А разной высоты и громкости)

Выделение первого гласного звука А из слов АНЯ, АЗБУКА

Познакомить детей со схематическим обозначением слов и гласных звуков

Познакомить детей с понятиями «слово», «звук». Обогащать и расширять словарный запас (абажур, арфа, астры)

Учить отвечать на поставленные вопросы

4. Имена собственные и нарицательные с уменьшительно -ласкательными суффиксами

Образование имен собственных с помощью ум-ласкат. суффиксов: Маша-Машенька и т.д. Образование им. сущ. с помощью ум-ласкат. суффиксов: дом-домик, нос-носик

Расширять предметный словарь детей

Учить отвечать на поставленные вопросы полным ответом

Октябрь

1

5. Звук У.

Буква У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). Знакомство с буквой У. Чтение сочетаний АУ, УА. Составление схем сочетаний АУ

Согласование слов в предложениях

Уточнение названий предметов, обогащение словаря (укроп, урожай)

Учить отвечать на поставленные вопросы полным ответом. Договаривание предложений по картинкам (со звуком У)

6. Винительный падеж имен существительных в единственном числе

Закрепление понятия о живых и неживых предметах (КОГО? ЧТО?)

Изменение имен сущ. в винит. падеже.

Учить детей дифференцировать вопросы кого? что?

Обогащение словарного запаса детей

Учить отвечать на вопросы полным ответом. Договаривание и составление предложений по демонстрируемому действию и картинкам,  без них

2

7. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

Согласование слов в предложениях

Закреплять и дифференцировать знания по теме «Сад-огород»

Учить пересказывать рассказ с использование сюжетных картинок. Полные ответы на вопросы взрослого

8. Звуки А-У. Буквы А, У

Определение наличия –отсутствия гласного звука А, У в словах. Подбор слов с заданным гласным звуком. Закрепить зрительный образ букв А, У

Согласование слов в предложениях

Закрепить умение подбирать действия к предметам

Учить отвечать на вопросы полным ответом.

3

9. Согласование глаголов и существительных в числе

Согласование глаголов и существительных в числе (Девочка играет. Дети играют.) Понятия «один»-«много»

Уточнение и обогащение словаря детей

Учить отвечать на вопросы полным ответом. Учить строить предложения типа КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? (по картинкам)

10. Звук И. Буква И

Продолжить знакомство с понятием «звук». Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков АИ, ИА, ИУ,УИ Познакомить с буквой И. Учить определять звук по его артикуляции. Учить определять последний звук в словах. Познакомить со схемой слова

Множественное число им. сущ. (образование формы мн. числа от формы ед. числа с окончанием –и): ВИШНИ, ЯЩИКИ и др.

Обогащение и расширение словарного запаса детей

Учить отвечать на вопросы полным ответом.

4

10. Составление трехсловных предложений  с дополнением (в.п.). «Слово», «предложение»

Познакомить со схемой предложения.

Закрепить понятие «слово»

Изменение сущ. в вин. падеже (по вопросам КОГО?, ЧТО?). Лепит (ЧТО?) грушу.

Уточнение и обогащение словаря детей

Составление трехсловных предложений по вопросам с опорой на демонстрируемое действие и картинку.

11. Звук О.

 Буква О

Определение в словах первого и последнего гласного звука О, наличие-отсутствие данного звука в словах. Анализ и синтез зв: АО, УА, УО, ОА, составление схем. Знакомство с

буквой О

Косвенные падежи существительных

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Заучивание чистоговорок и коротких стихов на данный звук.

5

12. Согласование числительных «один», «одна» с существительным»

Учить согласовывать числит. с существительными в роде

Полные ответы на поставленные вопросы взрослого

13. Звуки У - О

Учить диф-ть зв У-О, закрепить навык опред-я 1-го и послед. зв.; зв. анализ

и синтез сочетаний

Закрепление употр-я в речи сущ. с ум-ласкат. суффиксами

Учить отвечать на вопросы полным ответом. Догов-е предложений, составление предл. по вопросам

Ноябрь

1

14. Родительный падеж сущ. в ед. числе с предлогом У и без предлога

Составление схем трехсловных предложений с предлогом У:

         У Коли утка.

Изменение имен сущ. в родительном падеже

Уточнение и расширение словарного запаса детей

Договаривание предложений  по картинкам, составление предложений по картинкам, полные ответы детей

15. Звуки А-О-У-И.

Буквы А, О, У, И

Понятие «гласные звуки», определение 1-го и последнего гласн. звуков, схематическое обозначение позиции гласн. зв. в слове

                     

Анализ сочетаний из трех гласн. звуков:

АУО, ИУО, УОИ. Чтение сочетаний гласных букв.

Закрепление понятий «Звук», «Слово»

Согласование слов в предложениях

Согласование числит., местоимений с сущ. (один нос, две руки и т.д.)

Творительный падеж: чем? Ушами, руками, глазами)

Название частей тела и лица. Ориентировка в правых и левых сторонах тела (левая рука, правая рука и т.д.)

Составление простых нераспространенных предложений по вопросам взрослого с опорой на картинку, договаривание предложений

2

16. Звук Ы

Выделение звука Ы в позиции последнего звука в слове, схема слова

Множественное число им. сущ. с окончанием –ы (слоны, краны, весы, часы, носы, столы)

Полные ответы на вопросы взрослого

17. Звуки И-Ы. Буквы Ы, И

Закрепить зрительный образ букв И, Ы. Чтение сочетаний гласных букв АИЫ, ИЫА, ОАИ, АУЫ. Схемы сочетаний

Согласование числит.ОДИН с сущ.в м.и ж.роде (посуда: одна кастрюля, один стакан, одна миска и т.д.)

Полные ответы на поставленные вопросы, договаривание предложений

3

18. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Понятие «рассказ»

Согласование слов в предложениях

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Учить пересказывать рассказ по вопросам взрослого

19. Приставочные глаголы

Образование глаголов с помощью приставок (от глагола «ехать»), уточнить значение глаголов в зависимости от приставки. Глаголы-антонимы (заехал-выехал)

Уточнить значение приставочных глаголов (заехать, приехать, доехать, подъехать, переехать, поехать, выехать)

Полные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений по картинкам и демонстрируемому действию

4

20. Гласные звуки (повторение)

Звуковой анализ и синтез звуковых сочетаний, схематическое обозначение гласных звуков, определение первого  и последнего гласн.звуков в слове, схемы

Подбор слов с заданным гласным звуком

Уточнение и расширение словарного запаса детей.

Посуда: чайная, столовая, кухонная, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, стакан, сахарница, кувшин, миска, чайник, тарелка, банка, бокал, супница, бидон

Полные ответы на вопросы взрослого

21. Согласование числит. «ДВА», «ДВЕ» с существительными

Учить согласовывать числит. «ДВА», «ДВЕ» с сущ. в роде, составлять предложения с данными словосочетаниями

Расширение и уточнение словарного запаса детей (повторение ранее изученных лексических тем): два кубика, две куклы (игрушки) и т.д.

Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составлять предложения по картинкам, демонстрируемым действиям

Декабрь

1

22. Звук М.

 Буква М.

Учить определять первый согласный звук в словах, познакомить с понятием «согласные звуки». Составление схем слов Выделение первого согласного звука.

Составление схем слов

Звуковой анализ и синтез слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА. Составление схем слогов

Знакомство с буквой М.

Согласование слов в предложении. Закрепление употребления в речи числительных  «ДВА», «ДВЕ»

Расширение и уточнение словарного запаса детей

Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составление предложений по картинкам.

23. Предлог НА

Познакомить детей с пространственным значением предлога НА. Согласование слов в предложении

Обогащение и расширение словарного запаса детей

Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами. Составление предложений с предлогом НА

2

24. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Образование названий детенышей диких животных. Согласование слов в предложении

Актуализация знаний детей о диких животных

Учить пересказывать сказку по серии сюжетных картин, инсценирование отрывка сказки

25. Звук В.

Буква В.

Определение наличия – отсутствия звука В в словах. Выделение первого согласного звука В в словах

Познакомить с буквой В. Подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слова ВЫ, составление схемы слова

Согласование слов в предложениях. Закрепление употребления в речи числит. ДВА, ДВЕ

Обогащение и расширение словарного запаса детей

Составление предложений со словами на звук В. Полные ответы на вопросы взрослого.

3

26. Звук Н.

Буква Н

Звуковой анализ и синтез слов (ОН), слогов, выделение первого согласного звука Н, схема

           , подбор слов к схеме, подбор слов к звуковым схемам

Знакомство с буквой Н, чтение слогов с данной буквой

Согласование слов в предложениях, закрепление употребления в речи словосочетаний с количественными числительными ОДИН, ОДНА

Расширение и уточнение значения слов

Полные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений, заучивание чистоговорок на заданный звук

27. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Закрепление понятий «предложение», «рассказ»

Образование относительных прилагательных, согласование их с сущ.

Названия одежды (куртка, плащ, пальто, платье, шорты, юбка, брюки, носки, колготки, жилет, шарф, шапка, кофта, свитер, майка, рубашка ); понятия «одежда», «осенняя одежда», «головные уборы»; названия частей одежды: воротник, рукав, манжета, застежка, пояс

«Обувь», названия обуви: ботинки, валенки, сандалии, туфли, шлепанцы, сапоги, тапочки.

Составление рассказа по плану

4

28. Звук Ф.

Буква Ф

Выделение первого и последнего звука Ф, определение позиции звука Ф в словах, схемы

Определение наличия-отсутствия звука Ф в словах, подбор слов с заданным звуком

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

Составление звуковых схем слогов УФ, ФУ и т.д.

Знакомство с буквой Ф, чтение слогов с ней.

Согласование слов в предложении

Уточнение и расширение словарного запаса

Полные ответы на вопросы взрослого

29. Дательный падеж имен существительных в ед. числе

Продолжить знакомство с понятиями «слово», «предложение»

Изменение имен существительных в дательном падеже (кому? чему?)

Уточнение и расширение словарного запаса

Полные распространенные ответы на вопросы взрослого, договаривание предложений по вопросам взрослого, по картинкам, самостоятельное составление предложений

Январь

2

30. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Анализ предложения по выбору логопеда. Закрепление понятий РАССКАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Согласование слов в предложениях, употребление сущ с ум-ласкат. суффиксами, множественное число имен сущ.

Обогащение словарного запаса детей, повторение признаков зимы, учить подбирать родственные слова к словам ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ

Составление рассказа по вопросам взрослого с опорой на схему

31. Падежные конструкции: творительный падеж имен существительных в ед.числе (кем? чем?)

Составление схем предложений

Изменение имен существительных в тв. падеже

Актуализация знаний о профессиях, инструментах

Составление предложений по вопросам взрослого, самостоятельно по индивидуальным сюжетным картинкам

3

32. Звуки В – Ф (дифференциация)

Определение двух гласных звуков в словах ВАГОН, ВАФЛИ, ФАНТИК. Синтез слогов со звуками В, Ф. Анализ слогов ВА, ФА. Составление схем слогов, подбор слогов к звуковым схемам

Словообразующая роль гласных, схема слогового состава слова

Согласование слов в предложениях

Заучивание чистоговорок со звуками В, Ф. Полные ответы на вопросы взрослого

33. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с именами существительными

Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными

Повторение, обобщение ранее изученных лексических тем. Расширение словарного запаса детей

Полные распространенные ответы на вопросы взрослого, включение словосочетаний «мой (моя) + сущ» в предложения

4

34. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок «Бобик»

Согласование слов в предложениях

Подбор признаков к предметам (Бобик – жалкий, обиженный и т.д.). Актуализация знаний о домашних животных. Домашние животные, названия детенышей, польза, чем питаются, жилища, внешний вид, части тела

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

35. Дифференци-ация звуков М-Н.

Определение гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА. Составление слоговых схем слов

Согласование слов в предложениях. Закрепление в речи словосочетаний «мой (моя) + сущ»

Расширение словарного запаса детей

Полные ответы на вопросы. Заучивание чистоговорок на звуки М, Н. Составление предложений по предметным картинам

Февраль

1

36. Предлог ПОД

Составление схем предложений с предлогом ПОД

Согласование слов в предложениях

Познакомить детей с пространственным значением предлога ПОД. Расширение словарного запаса детей

Составление предложений с предлогом ПОД по вопросам, по наглядной ситуации, по картинкам, с опорой на схему предложения

37. Звук Б. Буква Б

Определение гласного звука в середине односложных слов (БЫК, БАК, БУК, БИНТ), слоговой анализ слов, схема

            Звуковой анализ слов (определение количества звуков)

Закрепление понятия «звонкие звуки», выделение зв Б в различных речевых единицах, определение количества звуков в односложных словах, слоговой анализ односложных слов, чтение слогов

 буквой Б

Согласование слов в предложениях

Расширение словарного запаса детей

Полные ответы на вопросы взрослого. Составление картинок по вопросам взрослого

2

38. Предложный падеж существительных с предлогом

Анализ предложений (по выбору логопеда)

Изменение сущ. В им. Пад. В предложный (с предлогами В, НА, О): ком? чем? где?

Согласование слов в предложении

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Составление предложение по вопросам взрослого с сущ. В форме предложного падежа

39. Звук П.

Буква П

Анализ и синтез обратных слогов (АП, УП,ИП,ОП). Выделение первого согласного звука П.

Понятие «глухой звук». Подбор слов к схеме

с заданным звуком, определение последнего звука П в словах. Подбор слов к схеме  

Чт-е слогов с буквой П

Согласование слов в предложениях

Обогащение словарного запаса

Уточнение и расширение словарного запаса детей

Словарь: название предметов  мебели: диван, кресло, кровать, стол, стул, шкаф, полка, табурет. Шкаф (платяной, книжный), стол (обеденный, письменный, кухонный)

Полные ответы на вопросы взрослого

3

40. Звуки П-Б (дифференци-ация)

Диф-я звуков П-Б на слух и в произношении различных речевых единицах. Полный анализ и синтез односложных слов типа БОК, БАК, БЫК

Согласование слов в предложениях

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Заучивание чистоговорок на звуки П,Б. Договаривание предложений по картинкам и без них. Полные ответы на вопросы взрослого.

41. Составление рассказа «Граница Родины – на замке»

Понятие «рассказ»

Упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме

Обогащение и расширение словарного запаса по теме

Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок

4

42. Предлог В

Анализ предложений с предлогом В. Составление схем предложений

Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В. Учить выделять предлог В на слух в предложениях

Обогащение и расширение словарного запаса детей

Составление предложений с предлогом В по картинкам, наглядной ситуации

4. Звук Д.

Буква Д

Определение позиции согл. звука Д в начале, середине слова, схемы

                Закрепление понятия «звонкие звуки». Подбор слов со зв.Д к данным схемам

Знакомство с буквой Д. Чтение слогов и коротких слов с пройденными буквами: ДОМ, НАМ, ДОМА, МОДА, ДАМА, ПАНАМА

Согласование слов в предложениях

Обогащение словарного запаса.

Праздник:  «День Защитника Отечества», армия, подбор синонимов: солдат, защитник, воин.

Заучивание чистоговорок, потешек на звук Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы в старшей и подготовительной логогруппах

Представлено комплексное планирование (по периодам) по основным разделам коррекционно-логопедической работы: лексика, грамматический строй, обучение грамоте, формирование связной речи. Методическое об...

Планирование коррекционно-педагогической работыс воспитанником подготовительной группы на 2017г.-2018г.

Планирование коррекционно-педагогической работыс воспитанником подготовительной группына 2017г.-2018г....

Тематическое планирование коррекционной деятельности с детьми с ОНР I уровня (4-5 лет) - первый год обучения.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Коррекционная помощь детям с отклонениями в речевом  развитии является одним из приоритетных направлений в области обра...

календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ОНР подготовительной к школе группы

Календарно-тематический план для подготовительной группы составлен на основе учебно-методического комплекса О.С.Гомзяк. Работа с детьми с ОНР предполагает работу по профилактике дисграфии, поэтому в п...

календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий в старшей и в подготовительной к школе группах

Методические разработки для учителей-логопедов.Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий на учебный год по методике О.С.Гомзяк, О.А.Безруковой....

Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.

ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка» на 2023-2024 учебный год

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка&raqu...